Мы выделяем 4 уровня сформированности мотивации ЗОЖ у учащегося:
· оптимальный – предполагает положительную мотивацию здорового образа жизни, причем ученик занимает осознанно активную позицию, т.е. не просто отмечает необходимость ЗОЖ, но и аргументированно это доказывает;
· допустимый – отражает положительное отношение школьника к ЗОЖ, однако позиция скорее пассивна;
· тревожный – ребенок признает необходимость ведения здорового образа жизни, но в структуре мотивов данная мотивация занимает второстепенное положение;
· критический – мотивация ЗОЖ у учащегося не сформирована.
Мы воспользовались мониторингом и провели эксперимент.
В качестве диагностической процедуры школьникам предлагается написать мини-сочинение на тему "Почему необходимо вести здоровый образ жизни"?
Умения ЗОЖ рассматриваются нами в двух аспектах: навыки здорового образа жизни и отсутствие вредных привычек. Родители и учителя выступают в роли экспертов по оцениванию умений и навыков ребенка, используя также четыре уровня:
1 – оптимальный – положительное отношение к идее ведения ЗОЖ сочетается с навыками ЗОЖ; учащийся с вниманием относится к собственному здоровью, негативно – к вредным привычкам (не только сам, но и пропагандирует отказ от них среди друзей); 2 – допустимый – навыки ЗОЖ сочетаются с отсутствием вредных привычек, однако забота о здоровье носит эпизодический, нерегулярный характер; 3 – тревожный – понимание необходимости ведения ЗОЖ не сочетается с навыками собственной жизнедеятельности;
4 – критический – отсутствие навыков ЗОЖ.
Психоэмоциональное состояние отслеживается с помощью ряда методик и процедур. С помощью опросника САН оцениваются его самочувствие, активность и настроение в течение определенного времени; методика Ч. Спилбергера позволяет дифференцированно измерять тревожность, а также выявить уровень личностной и ситуативной тревожности. Методика школьной тревожности Филлипса необходима для изучения ее уровня и характера у детей младшего школьного возраста.
Организационно-педагогическая модель ориентации младших школьников на здоровый образ жизни представлена в Приложении 1.
Практическое исследование проводилось на базе начальной школы – детского сада №73 г. Кемерово, в 3А классе. К исследованию было привлечено 10 детей, из них 5 девочек 5 мальчиков:
1. Александр Б.
2. Анна Б.
3. Павел К.
4. Мария К.
5. Алена О.
6. Кристина П.
7. Максим Т.
8. Александра Т.
9. Денислам Х.
10.Алексей Ш.
Исследовательская работа проходила в несколько этапов:
I этап – констатирующий эксперимент, целью которого являлось определение уровня сформированности потребностей ЗОЖ у детей младшего школьного возраста.
II этап – формирующий эксперимент, суть которого состояла в разработке и проведении цикла занятий по развитию потребностей ЗОЖ у детей младшего школьного возраста. Эксперимент проводился посредством внедрения программы по формированию ЗОЖ младших школьников.
III этап – второй констатирующий эксперимент, целью которого являлось выявление результата проведенной работы посредством вторичного диагностирования детей, сравнения и анализа данных первого констатирующего и второго констатирующего этапов исследования.
Информация о ообразовании:
Определение эффективности формирующего воздействия
Для определения эффективности формирующего воздействия необходимо также провести и количественное соотношение результатов. По результатам констатирующего эксперимента развитие коммуникативных способностей детей экспериментальной группы было следующим: на среднем уровне – 3 детей (60%), ниже среднег ...
Изучение опыта воспитательной работы с
военнослужащими контрактниками
Руководством Министерства обороны РФ психологической работе, особенно в последние годы, уделяется большое внимание. Это относительно новое и одно из перспективных, развивающихся направлений работы с военнослужащими, членами их семей и гражданским персоналом Вооруженных Сил. Необходимость и актуальн ...
Методика работы по билингвальным программам
преподавание билингвальный иностранный обучение Среди многообразия обучающих методик особое место занимают специализированные школы, в которых иностранные языки, как правило, английский, французский, немецкий преподаются по углубленной программе со второго класса. В некоторых школах ведется препода ...