Все это не позволяет относить такой мониторинг к педагогической системе, ориентированной на сохранение здоровья школьников. Разработанная и апробированная в ходе экспериментальной работы программа мониторинга целостного развития учащихся Мироновой Е.В. удовлетворяет современным требованиям и будет полезна в практической деятельности педагогическим работникам, занимающимся проблемами здоровьесбережения детей.
Целями мониторинга являются: отслеживание хода и промежуточных результатов здоровьесберегающей деятельности школы, создание динамического банка данных по уровню здоровья, позволяющих оценить эффективность работы и вносить коррективы в индивидуальные оздоровительные программы.
Целостное развитие учащихся нами отслеживается по следующим компонентам: – физическое развитие школьника и его здоровье;
– социальное развитие и здоровье учащегося;
– психологическое развитие и здоровье ребенка.
По каждому компоненту выделяются четыре уровня в зависимости от степени сформированности критериев и показателей развития учащихся. В зависимости от полученных результатов определяются группы детей и пути работы по проблемам, выявленным в ходе мониторинга. Критериями физического здоровья выступают медицинские показания школьника и уровень его физической подготовленности. Первые отслеживаются с помощью анализа медицинской документации (группа здоровья после осмотра ребенка врачами), учитывается также устойчивость к заболеваниям (с этой целью проводится анализ пропусков по болезни). Показатели физической подготовленности в соответствии со стандартами образования по предмету "физическая культура" изложены в "Программе физического воспитания учащихся 1–11-х классов" и измеряются три раза в год согласно плану мониторинга. По параметрам функциональной и физической подготовленности определены критический (низкий), тревожный (ниже среднего), достаточный (средний), оптимальный (выше среднего) и высокий уровни. Анализ результатов позволяет сравнить фактические и расчетные показатели, дать им качественную и количественную оценку, проследить их динамику.
Социальное здоровье ребенка представляет совокупность социальных характеристик, имеющих в настоящий момент большую значимость для конкретных учащихся, коллектива школы и всего общества. Критериями сформированности социального здоровья выступают уровень воспитанности, обученность детей и социальный статус в ученическом коллективе. Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. При этом если какая-то сторона поведения ребенка получила резко отрицательную оценку как не соответствующая нормам поведения в обществе, то независимо от других оценок общая будет соответствовать тревожному уровню. При выведении оценки уровня воспитанности используется весь педагогический инструментарий привлечения школьника к самооценке, система сочетания которой с оценкой позволяет ребенку корректировать свои отношения с миром, управлять собой, заниматься самовоспитанием, чтобы достичь лучших результатов и успеха. В качестве диагностической процедуры можно использовать методику Н.П. Капустина.
Информация о ообразовании:
Важнейшее условие полноценного формирования личности
Если просмотреть последние нормативные документы, многочисленные периодические издания, нетрудно заметить основную мысль: гуманизация как принцип перестройки предполагает ориентацию не только на признание ценностности человека как личности, но и создание реальных условий для расцвета ее духовн ...
Возрастные психологические особенности развития познавательного интереса на
уроках немецкого языка
То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: больше прожил человек на свете – стал выше ростом и крепче телом, с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются ...
Образовательный стандарт и образовательные программы
по предмету биология
Изучение мирового педагогического опыта служит формированию открытого педагогического мышления, при котором осваивается все целесообразное в накопленном школьном воспитании и образовании. При всей своей специфичности школ и педагогики отдельных стран в них отражены актуальные и глобальные подходы у ...