Актуальность темы работы состоит в том, что современное экономическое образование школьников осуществляется в условиях трансформации экономической системы общества, а именно – в условиях перехода к рыночной экономике. Эта трансформация явилась итогом глубокой неудовлетворенности условиями и peзультатами старой экономической системы, а также критического осмысления ее ценностей и норм. С переходом российского государства к экономике рыночного типа, от монополии государственной собственности к многоукладности форм собственности, к экономическим методам управления возникла острая потребность в совершенствовании экономического образования, в развитии экономического мышления, экономической культуры, предприимчивости, инициативы, экономической грамотности, основы которых нужно закладывать со школьной скамьи. Сегодня высокие требования к личности предъявляются из-за все возрастающей конкуренции на рынке труда, поэтому проблема экономического образования затрагивает интересы как школьников, родителей и учителей, так и всего общества.
Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью общего среднего образования. Взаимосвязь экономики с математикой, информатикой, историей, географией, правом, обществознанием и другими школьными дисциплинами позволяет создать у обучающихся адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина. Еще вчера слова «экономика», «предпринимательство» для населения России были чем-то очень далеким. Сегодня почти каждый из нас определяет свои общественные позиции в той или иной мере сквозь призму экономики, своего экономического бытия. Для многих людей в нашей стране стало аксиомой, что без экономических знаний нельзя чувствовать себя полноправным членом общества, а экономическая подготовка является необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности. С другой стороны, явственно ощутима потребность общества в экономически грамотном человеке, способном сочетать личные интересы с интересами общества, деловые качества – с нравственными. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порой до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик даже начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворить, умел делать осознанный выбор, представлял себе назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство и каковы его источники и т.д.
Экономическое образование, являясь компонентом экономической подготовки в школе, направлено на приобретение учащимися доступного им целостного понятия о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ. Целью современного экономического образования является формирование высокого уровня экономического мышления и привитие навыков рационального экономического поведения, создание предпосылок для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения. Достижение высокого уровня экономического мышления, а затем и общественно необходимого поведения возможно лишь тогда, когда обучаемый научится мыслить категориями экономической науки, отражающими новые процессы и явления в экономике, и когда у него будут сформированы потребность, желание, убеждение в необходимости применять полученные знания на практике.
Для достижения этой цели необходимо научить школьников понимать базовые экономические понятия, развить у них экономически значимые качества и умения: чувство собственника, реального хозяина; экономически осознанное отношение к труду и его результатам; стремление к повышению трудовых доходов, улучшению качества жизни; ориентацию на рационализацию труда и повышение его эффективности; готовность участвовать в разнообразных формах деятельности, связанных с рыночной экономикой; способность к достойному нравственному выбору в ситуациях, связанных с экономическими трудностями; умение использовать действующий механизм социально-экономической защиты своих и общественных интересов; потребность в самосовершенство-вании и обновлении экономических знаний.
Начиная с 1992 года в общеобразовательных учреждениях России стали вводиться различные экспериментальные курсы, наметились новые подходы к организации экономического образования.
Однако эффективность экономического образования и воспитания в школах России явно отстаёт от потребности общества. Существует целый спектр проблем, разрешение которых нельзя откладывать. Назовем основные из них:
базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ до сих пор не предусматривает изучения основ экономики;
отсутствует Концепция экономического образования школьников на федеральном уровне, обусловливающая стандартизированные представления о целях, содержании школьного курса экономики, методике его преподавания, причём доведённых до уровня практического использования;
не разработан критериальный аппарат оценивания эффективности экономической подготовки школьников на разных ступенях обучения.
Можно говорить о множестве имеющихся недостатков: несоблюдение логической последовательности изложения материала, неоправданное повторение материала на разных уровнях изучения, недостаточное методическое обеспечение изучаемых курсов, нехватка высококвалифицированных учителей экономики, отсутствие единого стандарта по экономическому образованию и др. Это приводит к тому, что в школах преподаются либо не структурированные, слабые в методическом и теоретическом плане программы, либо преподавание ведется неинтересно и трудно для восприятия и усвоения школьниками, либо начато необоснованно раннее обучение сложным экономическим взаимосвязям, недоступным для понимания.
Значительно обостряет эти проблемы сложившийся в новых социально-экономических условиях комплекс противоречий, требующих эффективного и скорейшего разрешения: между необходимостью обеспечения развития российского общества, находящегося в прямой зависимости от социально-эконо-мического потенциала подрастающего поколения, подготовки молодежи к решению вопросов, направленных на ускорение темпов экономического роста, и низкой эффективностью ее экономической подготовки, связанной с недостаточным теоретико-методологическим обоснованием содержания, используемых подходов, форм, методов, технологий и недостаточным уровнем квалификации учителей, осуществляющих экономическую подготовку школьников; между необходимостью организации непрерывного процесса экономического образования школьников и недостаточно эффективно используемым потенциалом преемственности основного, дополнительного и профессионального экономического образования, позволяющей увеличить сферу активной экономической деятельности, применения полученных экономических знаний на практике; между постоянно растущей потребностью школьников в овладении необходимой совокупностью экономических знаний, теорий, идей, взглядов, составляющих основу их экономического мышления и рационального экономического поведения, и недостаточным использованием межпредметных связей на всех ступенях обучения в средней школе.
Для решения обозначенных проблем и противоречий необходим историко-педагогический анализ становления и развития системы экономического образования в российской школе на рубеже XX–XXI столетий, концептуальное обоснование современного экономического образования, выявление факторов, механизмов и основных направлений повышения его эффективности.
Цель работы – анализ системы экономической подготовки учащихся в отечественной общеобразовательной школе и на его основе – характеристика процесса развития экономического мышления учащихся
В соответствии целью работы определены следующие задачи:
1. Выявить гносеологические основы и теоретические предпосылки экономического образования в отечественной общеобразовательной школе.
2. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия «формирование экономического мышления» в структуре современного компетентностного образования школьников.
3. Дать концептуальное обоснование системе развития экономического мышления в условиях общеобразовательной школы, разработать рекомендации по вопросам экономического образования школьников, создающие возможность охватить в единой системе его специфику на разных ступенях школьного образования и содействовать развитию экономического мышления школьников
Информация о ообразовании:
Восприятие как основа развития музыкальности ребенка
Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Требования гуманизации образования, выдвинутые психологами, педагогами предполагают большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его качеств, отказ от излишней заорганизованности процесса обучения ...
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников
с ОНР
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. В 50-60-е гг. XX в.Р.Е. Левиной была разработана педагогическая классификац ...
Понятие образовательного стандарта, его структуры и
функций
Характерная для современной России демократизация общественной жизни стимулировала поиски нового содержания образования и новых форм организации. Открывшаяся небывалая прежде свобода раскрепостили педагогические коллективы для творчества. Появились альтернативные школы, негосударственные образовате ...