В условиях современного общества, когда наукоемкие и высокотехнологичные производства предъявляют все большие требования к научной, технологической, гуманитарной подготовке будущих специалистов, возрастает значение общего среднего образования. Оно является основой развития знаний, общеучебных умений и навыков, без которых последующие этапы обучения будут не столь эффективны. Поэтому в настоящее время вопросам качества образования, уровням обучения уделяется большое внимание. В связи с этим тема оценки успешности учащихся приобретает актуальность, так как оценивание занимает основное положение в диагностике результатов обучения, а, следовательно, и качества образования. Оценка понимается нами как процесс сравнения реальных результатов обучения с заданным эталоном. Отметка является результатом этого процесса, выраженным в количественном показателе.
Данная работа посвящена оцениванию успешности учащихся по предмету общей биологии. Биология представляет одну из базовых областей общего среднего образования. Ее роль в системе образования обусловлена значением биологических знаний в жизни человека. Общая биология дает знания об основных закономерностях развития органического мира, об изменчивости и наследственности, взаимоотношениях организмов с окружающей средой и т.д. Эти знания составляют основу для понимания законов природы, формирования здорового образа жизни и рациональных отношений человека с природой.
Анализ методической литературы показал недостатки в критериях оценки знаний учащихся по биологии. С одной стороны критерии оценки являются очень обобщенными, и учителю необходимо прибегать к образовательному стандарту, где есть требования к уровню подготовки выпускников средней полной общей школы. С другой стороны предлагаемый авторским коллективом под руководством А.Г Хрипковой проект требований к подготовке выпускников средней общей школы не разделяется на уровни усвоения учебного материала и соответствующие им отметки, что затрудняет работу с обоими этими документами. Особенно это сложно молодым педагогам.
В связи с этим целью нашей работы является: разработать уровни требований и критерии оценки усвоения учебного материала по общей биологии, исходя из стандарта и существующих критериев оценки.
Идея создания таких уровней была взята из опыта по стандартизации системы образования Великобритании.
Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:
- проанализировать проект стандарта образовательной области Биология, составленного коллективом под руководством А.Г. Хрипковой (1998 г.), рекомендованного Министерством общего профессионального образования Российской Федерации;
- провести обзор литературы по данной теме;
- рассмотреть опыт системы образования Великобритании по стандартизации и оценке успешности учащихся по предмету Биология;
проанализировать образовательные программы для 10-11 классов по общей биологии;
провести пробное применение разработок в оценивании учащихся;
Мы выдвинули гипотезу, что оценивание, построенное на основе разработанных уровней и критериев, позволит объективно оценить успешность учащихся по общей биологии.
Предметом исследования является: оценивание успешности учащихся.
Объект исследования: уровни и критерии оценки освоения учебного материала по общей биологии.
Информация о ообразовании:
Недостаточное финансирование образования
Наиболее существенными причинами, по которым общество не желает платить за образование своих граждан, на наш взгляд, являются неразвитость гражданского общества, отсутствие привычки платить налоги, пренебрежительное отношение к интеллектуальной собственности. Отметим, что граждане государства, кото ...
Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения
детей младшего школьного возраста
Впервые понятие «дифференцированный» подход в обучении появилось за рубежом в начале двадцатого века. Основателями его считают представителей направления гуманистической психологии К. Роджерса, А. Маслоу, Р. Мей, В. Фракля. В России наиболее интенсивная разработка началась с 80-х годов двадцатого в ...
Концептуальные основания
управленческой деятельности
Предпосылка любого управления является гипотеза о возможности существовании порядка и особой упорядоченности мира. Ключевой категорией, которая задает устройство мира, в котором возможно управление, является категория порядка и тогда управление – это действие, направленное на упорядочивание мира. М ...