Идея разработки критериев пришла, после анализа системы оценивания в Великобритании, где существуют и успешно используются в практике похожие критерии оценки и уровни. Перенос английской системы на российскую «почву» возможен только с учетом нашего содержания образовательной области Биология и соответствующих программ.
В создании разработок уровней и критериев оценки успешности мы опирались на имеющиеся и предлагаемые к использованию учителям критерии оценки, которые мы считаем очень общими и требуют конкретизации.
За основу были взяты из государственного стандарта требования к уровню подготовки выпускников общеобразовательных средних (полных) школ. Как уже было, сказано выше, они состоят из перечислений умений: характеризовать, обосновывать, объяснять, определять и т.д. Мы считаем подбор этих требований удачными, так как они основываются на закономерностях усвоения материала, которые были нами рассмотрены. Согласно этапам усвоения материала отметка «3» ставится при пересказе параграфа, лекции учителя и т. д., учащиеся должны опознавать, различать, описывать. Отметка «4» – должны объяснять, применять знания в практике, в известных, типовых ситуациях. Отметка «5» – ученики умеют обосновывать свои выводы, доказывать, приводя соответствующие аргументы, систематизировать и т. д.
Для апробации применения данных разработок, мы составили примерные вопросы итоговой работы по общей биологии. Она состоит из нескольких тестовых вопросов и вопросов со свободным ответом. Задания не включают в себя практику, те практические навыки, которыми овладевают учащиеся на предмете биологии, так как в школе, где проводилась апробация не было возможности организовать такие практические работы. Примеры заданий находятся в Приложении 5.
Разработанные нами уровни и критерии оценки успешности учащихся были использованы учителями школы №3 для оценивания подготовки учащихся к экзамену по биологии, выбравших данный предмет.
После этого мы провели снова интервью с учителем, использовавшим наши разработки и другими учителями.
В результате работы по оцениванию ответов учащихся учителями были выявлены как недостатки, так и положительные стороны применения разработок критериев.
К преимуществам учителя отнесли: содержание требований стандарта по биологии и критериев оценки в одном документе, поэтому ими удобно пользоваться в работе. Так же педагоги отметили, что данными разработками можно воспользоваться при составлении тематического и поурочного планирования, особенно молодыми специалистами.
К недостаткам было отнесено объемность критериев, что затрудняет работу с ними.
В целом критерии и уровни оценивания преподаватели оценили положительно, отметили, что задания для учащихся соответствуют данным критериям и, что они хотели бы использовать данные разработки критериев в своей работе после устранения недостатков.
Сделанные разработки могут использоваться как для итоговой оценки подготовки выпускников общеобразовательной средней (полной) школы, так и при периодическом контроле усвоения отдельных тем раздела «Общей биологии».
Как отметили учителя данные разработки они хотели бы использовать в своей практике как непосредственно для оценки, так и при составлении тематического и поурочного планирования.
Хотелось бы отметить, что если требования и критерии будут открыты не только для учителей, но и для учащихся. Знание требований будет служить ориентиром, средством оценки своих возможностей для школьников.
Апробирование разработок уровней требований и критериев оценки успешности учащихся по биологии и мнения учителей позволяют сделать вывод, что их использование обеспечивает объективную оценку биологической успешности.
Информация о ообразовании:
Критерии оценки семинарского занятия
Существует ряд критерий оценки семинарского занятия, по которым можно определить продуктивность проведенного мероприятия. Критерии оценки содержания семинарского занятия: соответствие рабочей программе дисциплины; качество плана семинарского занятия (план полный, детальный, перегруженный); отчетлив ...
Планирование работы по ознакомлении детей 5-6 лет с жанром пейзажа
В соответствии с полученными данными констатирующего эксперимента я спланировала перспективный план по ознакомлению с жанром пейзажа. Занятия Совместная деятельность Самостоятельная деятельность «Прогулка на природу» Цель: выявить у детей уровень умений и навыков в рисовании природы В начале заняти ...
Диалог
"Диалогические отношения…это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение. Чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи, - с ними можно только диалогическ ...