Употребления понятия «технология» в современной педагогике употребляется, по крайней мере, в трех значениях. В учебнике « Педагогика: педагогические теории, системы, технологии» приводятся такие значения:
Как синоним понятий «методика» или «форма организации обучения», например, технология общения, технология написания контрольной работы.
Как совокупность всех методов и средств, форм в определенной педагогической системе, например, традиционная технология обучения.
Как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с определенными заданными свойствами.
Использование понятия технологии в первом значении лишь подменяет «методику» другим словом не изменяя его значения, не конкретизируя. Во втором случае, когда под технологией подразумевают совокупность всех использованных в педагогической системе методов, средств, форм, речь идет уже о новом понятии со своим смыслом. Однако в этом смысле оно теряет первоначальное значение, с которым оно пришло из промышленности. Поэтому термин «технология» можно употреблять в третьем значении, которая сохраняет первоначальный прошедший из промышленного производства смысл.
Как говорилось выше, технология должна иметь диагностическую цель. Поэтому, говоря о технологии, мы будем иметь в виду технологию обучения, хотя образование включает в себя три составляющих: это обучение, воспитание, развитие. Для диагностики воспитания на сегодняшний день не достаточно точных средств, которые позволили бы однозначно определить уровень сформированности тех или иных психологических качеств и особенно личностных. Поэтому пока нельзя создать технологию воспитания. А процесс развития еще более сложный и менее изученный, чем воспитание. Современный уровень психологии еще не позволяет поставить диагностическую цель развития ребенка. Таким образом, и воспитание и развитие не могут быть организованы на технологическом уровне, следовательно, использование понятия «педагогическая технология», «образовательная технология» и «воспитательная технология» неправомерно. Правомерным может считаться на сегодняшний день использование понятия «технология обучения».
Рассмотрим структуру технологии обучения. В нее входят следующие основные компоненты:
Предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала. Предварительная диагностика необходима в большинстве случаев при начале изучения какого-либо курса предметов.
Организация деятельности учащихся по усвоению и закреплению учебного материала. Эта часть является наиболее разработанной в педагогике. Она включает разнообразные методики преподавания, разработанные ранее.
Выбор приемов и методов дополнительной работы группой или отдельными учащимися для устранения пробелов в знаниях, умениях, навыках. Разработанные методики чаще всего перечисляют или описывают такие методы наряду с другими. Отдельного описания таких методов на сегодняшний день не имеется.
Диагностика причин отставания учащихся. Созданы тесты для отдельных классов по определенным дисциплинам. Диагностические средства включают в себя набор заданий по результатам выполнения, которых однозначно делаются выводы об имеющихся пробелах в знаниях учащихся. Определение причин отставания, естественно, предполагает дальнейшую работу по его ликвидации и убеждает в необходимости следующего компонента.
Информация о ообразовании:
Программы дополнительного образования, наиболее востребованные детьми и
родителями
В 2007-2008 учебном году в школе функционируют 1 танцевальный коллектив, 4 студии, 5 спортивных секций, 15 клубов и 28 кружков с охватом учащихся 186%, позволяющие школьникам удовлетворить свои интересы и потребности в спорте и хореографии, в музыке и живописи, в науке и технике. План дополнительно ...
Понятие образования и различные подходы к нему
Образование - сложная педагогическая категория. Изучение образования с позиций философско-методологических взглядов показывает: рассматривать его можно как ценность (государственная, общественная, личностная), как систему (выстроенность учреждений, различающихся по уровню и профилю), как процесс ...
Как писать резюме
Закончив университет, перед вами встанет очень важный и сложный вопрос: как устроиться на работу? Современные рекрутинговые компании (компании занимающиеся подбором персонала для различных организаций) обязательно потребую от вас предоставления резюме. Таким образом, вашей главной задачей становитс ...