Употребления понятия «технология» в современной педагогике употребляется, по крайней мере, в трех значениях. В учебнике « Педагогика: педагогические теории, системы, технологии» приводятся такие значения:
Как синоним понятий «методика» или «форма организации обучения», например, технология общения, технология написания контрольной работы.
Как совокупность всех методов и средств, форм в определенной педагогической системе, например, традиционная технология обучения.
Как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с определенными заданными свойствами.
Использование понятия технологии в первом значении лишь подменяет «методику» другим словом не изменяя его значения, не конкретизируя. Во втором случае, когда под технологией подразумевают совокупность всех использованных в педагогической системе методов, средств, форм, речь идет уже о новом понятии со своим смыслом. Однако в этом смысле оно теряет первоначальное значение, с которым оно пришло из промышленности. Поэтому термин «технология» можно употреблять в третьем значении, которая сохраняет первоначальный прошедший из промышленного производства смысл.
Как говорилось выше, технология должна иметь диагностическую цель. Поэтому, говоря о технологии, мы будем иметь в виду технологию обучения, хотя образование включает в себя три составляющих: это обучение, воспитание, развитие. Для диагностики воспитания на сегодняшний день не достаточно точных средств, которые позволили бы однозначно определить уровень сформированности тех или иных психологических качеств и особенно личностных. Поэтому пока нельзя создать технологию воспитания. А процесс развития еще более сложный и менее изученный, чем воспитание. Современный уровень психологии еще не позволяет поставить диагностическую цель развития ребенка. Таким образом, и воспитание и развитие не могут быть организованы на технологическом уровне, следовательно, использование понятия «педагогическая технология», «образовательная технология» и «воспитательная технология» неправомерно. Правомерным может считаться на сегодняшний день использование понятия «технология обучения».
Рассмотрим структуру технологии обучения. В нее входят следующие основные компоненты:
Предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала. Предварительная диагностика необходима в большинстве случаев при начале изучения какого-либо курса предметов.
Организация деятельности учащихся по усвоению и закреплению учебного материала. Эта часть является наиболее разработанной в педагогике. Она включает разнообразные методики преподавания, разработанные ранее.
Выбор приемов и методов дополнительной работы группой или отдельными учащимися для устранения пробелов в знаниях, умениях, навыках. Разработанные методики чаще всего перечисляют или описывают такие методы наряду с другими. Отдельного описания таких методов на сегодняшний день не имеется.
Диагностика причин отставания учащихся. Созданы тесты для отдельных классов по определенным дисциплинам. Диагностические средства включают в себя набор заданий по результатам выполнения, которых однозначно делаются выводы об имеющихся пробелах в знаниях учащихся. Определение причин отставания, естественно, предполагает дальнейшую работу по его ликвидации и убеждает в необходимости следующего компонента.
Информация о ообразовании:
Проблемы подготовки к ЕГЭ в
общеобразовательном учреждении
ЕГЭ стал не только педагогическим, но и социальным экспериментом, затронувшим все слои общества от ученика до маститого профессора. Пока еще рано говорить о том, удачен ли эксперимент в масштабах России или нет. Декларируемыми целями ЕГЭ являются: формирование объективной оценки подготовки выпускни ...
Разучивание песен - метод развития устной речи школьников
Песенный и музыкальный материал может успешно использоваться не только при обучении аспектам языка, но и при формировании речевой деятельности, особенно устной речи. На начальном этапе обучения английская монологическая и диалогическая речь школьников очень проста, так как ее развитие в значительно ...
Результаты исследований эффективности произвольной и непроизвольной памяти
старших дошкольников
Данные исследования первоначальных знаний о цвете отражены в таблице 1. Дети, имеющие высокий показатель знаний о цвете отсутствуют, имеющие средний уровень (3 ребенка) – составляют 30%, детей с низким уровнем 5 человек, они составляют 50%, остальные 20% (2 человека) имеют знания ниже среднего. Ива ...