Биологические знания необходимы для осознания современных экологических проблем, жизни как величайшей ценности, для гигиенического воспитания, понимания и соблюдения здорового образа жизни, понимания генетического здоровья человека, деятельности в сельском хозяйстве. Поэтому предмет биологии представляет одну из базовых областей общего среднего образования. Ее роль в системе школьного образования обусловлена значением биологических знаний в понимании законов природы и в практической деятельности человека, в формировании оптимальных взаимоотношений человека и природы, современной картины мира.
Главный объект биологии – это живая природа, компонентами которой являются: клетка, организм, популяция, вид, биоценоз, биосфера. Особое место в живой природе занимает человек. Являясь с одной стороны объектом живой природы, существование которой зависит от состояния биосферы, а с другой стороны – социальным существом. Поэтому его жизнь протекает по биологическим и по социальным законам. Поскольку человек существо социальное, от мира животных его отличают труд, речь, высокоразвитое мышление. Своей трудовой деятельностью существенно изменяет окружающий мир. Нередко эти изменения могут привести к серьезным нарушениям взаимосвязей в биосфере, от которых всецело зависит жизнь самого человека. Поэтому важно роль человека рассматривать с биосферных позиций, пересмотреть взаимоотношения человека и природы.
Чтобы рассмотреть все аспекты биологических систем в школьной программе, содержание ее разбито на три содержательные линии: организм – биологическая система; надорганизменные системы; многообразие и эволюция органического мира. Эти линии пронизывают все ступени обучения. На начальной ступени учащиеся лишь знакомятся с главными признаками живых организмов, начинают знакомиться с надорганизменными системами и взаимосвязями организмов и среды обитания. Знания на этой ступени формируются в виде представлений. В основной школе на основе представлений формируются более глубокие и углубленные знания о содержательных линиях. На ступени среднего общего образования главное звено указанных содержательных линий является теоретические знания, раскрывающие сущность биологических явлений и процессов, значения биологического разнообразия, сохранения равновесия в биосфере, происходит обобщение ранее изученного материала.
Предлагаемый стандарт по биологии включает в себя: обязательный минимум содержания, требования к уровню подготовки учащихся, оценка выполнения требований стандарта.
Обязательный минимум включает наиболее существенные вопросы содержания биологического образования. Он служит основой для формирования у учащихся биологической картины мира, ответственного отношения к природе, здорового образа жизни, психического и нравственного здоровья.
Каждая школа при обучении исходит из этого минимума, который составляет ядро учебного предмета. Для более глубокого изучения биологии он может быть расширенным.
В разделе «Требования к уровню подготовки учащихся» дается характеристика минимального, но достаточного для достижения целей общего образования уровня биологической подготовки. Требования описывают границу знаний и умений, которыми должны овладеть все психически и физически здоровые ученики, выполняющие свои обязанности в полном объеме. Они излагаются в форме различных видов деятельности, таких как, умение характеризовать, сравнивать, узнавать, обосновывать, делать выводы и т.д.
Для определения уровня достижения требований авторами предлагается проверочная работа. Она должна содержать не менее четырех вариантов, на выполнение ее выделяется примерно два часа.
Проверочная работа оформлена в виде тестовых заданий, вопросов со свободными вариантами ответов и заданий для проверки практических умений. По мнению разработчиков, задания позволят выявить результаты усвоения учащимися ядра содержания биологического образования: важнейших теорий, закономерностей, биологических понятий. Предусмотрены также задания на практические умения. Следовательно, экзамен состоит двух частей: практической и теоретической.
Государственный стандарт призван обеспечить единство образовательных требований к качеству знаний, умений, навыков, а, следовательно, в этом плане – единство образовательного пространства страны, он призван защитить учащихся от перегрузки, обеспечивать единую оценку успешности учебной деятельности и работы образовательных учреждений. Но строгая регламентация образования как считает В. И. Загвязинский, говоря о стандартизации, может привести к подавлению индивидуальности ребенка и творчества педагога. Отсюда требование достаточной гибкости стандартов и вариативности их использования.
Информация о ообразовании:
Разработка методических рекомендаций по формированию связной речи у детей с ОНР
Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е.Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г. И.Жаренковой, Г. А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф.Спировой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, А.В.Ястребовой и др.) в 50-60-е ...
Понятие об искусстве. Виды, жанры изобразительного искусства
Как известно, виды, искусства можно объединить в следующие группы: пластические, временные и синтетические. Пластические искусства – это пространственные искусства, произведения имеют предметный характер, создаются путем обработки материала и существуют реальном пространстве. К пластическим искусст ...
Первая
природоведческая литература для детей
Природоведческой литературе всегда уделялось большое внимание в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. У истоков природоведческой литературы стоял фольклор. Типы научных, научно−художественных и художественных произведений, посвященных природоведению, природоведческая тема берет св ...