Российский образовательный стандарт области Биология

Страница 1

Биологические знания необходимы для осознания современных экологических проблем, жизни как величайшей ценности, для гигиенического воспитания, понимания и соблюдения здорового образа жизни, понимания генетического здоровья человека, деятельности в сельском хозяйстве. Поэтому предмет биологии представляет одну из базовых областей общего среднего образования. Ее роль в системе школьного образования обусловлена значением биологических знаний в понимании законов природы и в практической деятельности человека, в формировании оптимальных взаимоотношений человека и природы, современной картины мира.

Главный объект биологии – это живая природа, компонентами которой являются: клетка, организм, популяция, вид, биоценоз, биосфера. Особое место в живой природе занимает человек. Являясь с одной стороны объектом живой природы, существование которой зависит от состояния биосферы, а с другой стороны – социальным существом. Поэтому его жизнь протекает по биологическим и по социальным законам. Поскольку человек существо социальное, от мира животных его отличают труд, речь, высокоразвитое мышление. Своей трудовой деятельностью существенно изменяет окружающий мир. Нередко эти изменения могут привести к серьезным нарушениям взаимосвязей в биосфере, от которых всецело зависит жизнь самого человека. Поэтому важно роль человека рассматривать с биосферных позиций, пересмотреть взаимоотношения человека и природы.

Чтобы рассмотреть все аспекты биологических систем в школьной программе, содержание ее разбито на три содержательные линии: организм – биологическая система; надорганизменные системы; многообразие и эволюция органического мира. Эти линии пронизывают все ступени обучения. На начальной ступени учащиеся лишь знакомятся с главными признаками живых организмов, начинают знакомиться с надорганизменными системами и взаимосвязями организмов и среды обитания. Знания на этой ступени формируются в виде представлений. В основной школе на основе представлений формируются более глубокие и углубленные знания о содержательных линиях. На ступени среднего общего образования главное звено указанных содержательных линий является теоретические знания, раскрывающие сущность биологических явлений и процессов, значения биологического разнообразия, сохранения равновесия в биосфере, происходит обобщение ранее изученного материала.

Предлагаемый стандарт по биологии включает в себя: обязательный минимум содержания, требования к уровню подготовки учащихся, оценка выполнения требований стандарта.

Обязательный минимум включает наиболее существенные вопросы содержания биологического образования. Он служит основой для формирования у учащихся биологической картины мира, ответственного отношения к природе, здорового образа жизни, психического и нравственного здоровья.

Каждая школа при обучении исходит из этого минимума, который составляет ядро учебного предмета. Для более глубокого изучения биологии он может быть расширенным.

В разделе «Требования к уровню подготовки учащихся» дается характеристика минимального, но достаточного для достижения целей общего образования уровня биологической подготовки. Требования описывают границу знаний и умений, которыми должны овладеть все психически и физически здоровые ученики, выполняющие свои обязанности в полном объеме. Они излагаются в форме различных видов деятельности, таких как, умение характеризовать, сравнивать, узнавать, обосновывать, делать выводы и т.д.

Для определения уровня достижения требований авторами предлагается проверочная работа. Она должна содержать не менее четырех вариантов, на выполнение ее выделяется примерно два часа.

Проверочная работа оформлена в виде тестовых заданий, вопросов со свободными вариантами ответов и заданий для проверки практических умений. По мнению разработчиков, задания позволят выявить результаты усвоения учащимися ядра содержания биологического образования: важнейших теорий, закономерностей, биологических понятий. Предусмотрены также задания на практические умения. Следовательно, экзамен состоит двух частей: практической и теоретической.

Государственный стандарт призван обеспечить единство образовательных требований к качеству знаний, умений, навыков, а, следовательно, в этом плане – единство образовательного пространства страны, он призван защитить учащихся от перегрузки, обеспечивать единую оценку успешности учебной деятельности и работы образовательных учреждений. Но строгая регламентация образования как считает В. И. Загвязинский, говоря о стандартизации, может привести к подавлению индивидуальности ребенка и творчества педагога. Отсюда требование достаточной гибкости стандартов и вариативности их использования.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Содержание управленческой деятельности: организация, руководство, управление
В системно-деятельностном подходе выделяется 3 модальности существования управленческой деятельности: Организация (О), Руководство (Р) и Управление (У). Которые работают с разными категориальными содержаниями: категория структуры, категория деятельности и категория процесса. Организуют деятельность ...

Программа развития образной памяти старших дошкольников средствами игры
Была разработана экспериментальная система работы по развитию образной памяти старших дошкольников с использованием дидактических игр и упражнений. Программа использовалась со всеми детьми, включёнными в эксперимент. Она проводились в групповой форме, реализовывались в форме дидактических игр и упр ...

Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
Во всей учебно-воспитательной работе в дошкольном учреждении, в том числе в области физического воспитания педагогу принадлежит первостепенная роль. Именно под его влиянием, благодаря его вдохновению и знаниям в области физической культуры у детей формируется интерес к физическим упражнениям. Образ ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru