Элективный курс по овощеводству, для 9 класса
Пояснительная записка
Новые экономические отношения требуют иного подхода к трудовому воспитанию учащихся с целью их быстрой адаптации после окончания школы.
В нашей школе развит агропромышленный сектор, который занимает большой объем производства. Поэтому мы должны усилить подготовку своих выпускников в освоении сельскохозяйственных специальностей.
Овощеводство – наиболее доступный и приемлемый предмет на основе которого можно проводить занятия по сельскохозяйственному труду, организовывать внеклассные мероприятия. На примере изучения овощеводства формируются умения и навыки, используемые в других сферах растениеводства. Знания биологии и технологии выращивания овощных растений повышают общеобразовательный уровень учащихся и способствуют в их подготовке в средние и высшие учебные заведения.
Данная альтернативная программа имеет свою особенность, которая позволяет учителю, особенно в малокомплектных и городских школах, рационально использовать работу учащихся на участке и норму времени, отведенное на трудовое обучение.
Используя принципы последовательности и перспективности и учитывая возрастную особенность школьников, автор рекомендует свой подход к изучению предмета: в 5 классе - общее знакомство с овощеводством, формирование умений и навыков подготовки посевного материала и посев бобовых, листовых, луковых и тыквенных культур. В 6 классе – идет освоение защищенного грунта. В этих двух классах показана тесная межпредметная связь с природоведением и ботаникой, в частности, с освоением тем: почва, семя, плод, основные факторы жизни растений. В 7 классе, на базе полученных знаний, учащиеся осваивают агротехнику выращивания овощных культур в открытом грунте с учетом их биологии по семействам, что также отвечает базовой подготовке по ботанике: классификация растений, вегетативное размножение, сельскохозяйственные растения.
В программе подробно представлена тематика практического обучения в осенний и весенний период по классам. Такой распорядок позволит учителю дополнительно составить календарно-тематический план общественно-полезного труда на пришкольном участке, не нарушая учебно-воспитательных целей и задач уроков. Четкий метод организации сельскохозяйственных занятий дисциплинирует учащихся, активизирует развитие у них интереса к опытнической работе и не нарушает общих требований к учебному процессу. Требования к знаниям и навыкам школьников:
должны знать:
-значение овощеводства, его задачи и перспективы развития; роль овощных растений в жизни человека:
-овощеводство защищенного грунта: сооружения, виды обогрева, способы использования;
-способы размножения овощных растений: семенное и вегетативное; особенности подготовки семян различных культур к посеву, сроки посева, уход за ними;
-биологические особенности овощных культур: ботаническая, морфологическая характеристика, центры происхождения, сорта;
-основы агротехники выращивания овощных культур в соответствии с их биологическими и почвенно-климатическими особенностями местности: метод рассады, культурооборот, севооборот, сбор урожая;
-основных вредителей и болезни овощных растений, методы защиты: систему агротехнической борьбы и особенности применения биологических мер против вредителей и болезней;
должны уметь:
-подготовить участок к посеву семян и посадке рассады: перекопка, боронование, выравнивание, изготовление гряд, гребней, питательных кубиков, почвосмесей;
-подготовить семена к посеву и правильно их высевать в зависимости от культуры;
-высаживать рассаду в открытый и защищенный грунт;
-проводить уход за посевами и посадками: рыхление междурядий, прополку, окучивание, полив, подкормку, пасынкование, формирование растений томата и огурца в теплице и парнике;
-проводить сбор урожая с подготовкой их на хранение.
Программа составлена на 18 часов. Практическое обучение запланировано на весенний и осенний периоды.
Цель программы: обучить учащихся основам овощеводства с формированием у них углубленных знаний биологии сельскохозяйственных растений и агротехнических навыков.
Задачи:
учебные: расширить кругозор учащихся по разнообразию овощных культур; обучить выращиванию растений в зависимости от их биологических и природно-климатических особенностей местности; сформировать навыки: владение инвентарем, приготовление растворов минеральных удобрений для подкормки и растительных настоев для обработки от вредителей и болезней, сбора урожая и закладки его на хранение.
Информация о ообразовании:
Организация и методы исследования
Исследования проводились в среднеобразовательной школе №10 в специальном классе для детей с речевыми нарушениями г. Нефтекамска с детьми 8-9 лет в период с 10 сентября по 23 ноября 2007г. Для обследования детей с заиканием была выдвинута основная цель - определение развитости коммуникативных способ ...
Как выполнить лабораторную работу
Однако не следует забывать, что на экзаменах вам могут достаться вопросы по теме лабораторных занятий. Многие экзаменационные билеты содержат задания по анализу или интерпретации данных теми же приемами, которые вы использовали, обрабатывая результаты лабораторных работ. Старайтесь готовиться к лаб ...
Основные понятия изучаемой проблемы
Грамматика - это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова. Грамматика - строй языка, включающий в себя систему морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словообразования. Грамматикой называют и раздел яз ...