Условные обозначения:
+ наличие ошибок;
* единичные ошибки;
^ отсутствие ошибок;
O - данный компонент не сформирован.
Исследование навыков чтения
Вывод: Анализ результатов исследования характера чтения текста позволяет заключить, что для преобладающего количества обучающихся (66,6%) характерно чтение целыми словами, однако малознакомые и редко встречающиеся слова, школьники читали по слогам. Среди ошибок, допускаемых школьниками, чаще всего встречаются повторения, недочитывания и искажения слов. У 33,3% школьников ошибки чтения были связаны с правильностью выбора ударения и пунктуацией. Скорость чтения у исследуемой группы варьировалась от 46 до 73 слов в минуту.
Анализ результатов исследования понимания прочитанного свидетельствует, что 33,3% школьников ошибались в ответах на вопросы, но смогли правильно назвать главного героя и основные события рассказа, однако подробности рассказа не запомнили. У 17% испытуемых не было ошибок при ответах на вопросы. Дети поняли основные события, назвали главного героя, запомнили подробности рассказа. 24% исследованных школьников не смогли ответить правильно ни на один вопрос.
При пересказе текста отмечено:
· У 2(16,6%) исследуемых школьников пересказ был последователен, грамматически правильно оформлен, употребляемые синтаксические конструкции правильны, отсутствовали аграмматизмы.
· Пересказ 6 (50%) обучающихся был недостаточно грамматически оформлен, наблюдались небольшие ошибки в употребляемых синтаксических конструкциях.
· Четырём школьникам (33,3%) при пересказе требовалась помощь экспериментатора, отмечались серьезные затруднения в структурной организации пересказа. Было характерно нарушение логики и композиционного построения.
Методика исследования процесса письма проводилась на речевом материале, где в каждом виде письменных работ определялось количество и характер ошибок.
Анализ результатов письменных работ показал, что у 2 (16,6%) обучающихся при списывании наблюдаются единичные ошибки, в диктантах и самостоятельной записи 83,3% - многочисленные ошибки, умение проверить свою работу не сформировано.
Наиболее многочисленным и стабильным типом ошибок как в диктанте так и в самостоятельных работах является слитное написание предлогов 11 (91,6%) и раздельное написание приставок (66,6%), неумение членить предложение на отдельные слова - всаду (в саду), вез де (везде), срадньми (с родными), кручю (к ручью), заногу (за ногу), истала (и стала) и т. д. (рисунок ). Наличие множественного количества пропусков согласных и гласных звуков, мягкого знака у 58,3% свидетельствуют о том, что школьники не вычленяют в составе слова всех его звуковых компонентов, например «пшистый» - пушистый, «грмко» - громко.
У 6 (50%) школьников наблюдается пропуски несколько букв в слове, что есть следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова: мальчик – «мачик», накормили – «нарли», правда – «вда».
Также выявлены перестановки в словах имеющих стечение согласных, например: рвала – « равла», громко – «гормко», грач – «гарч». Более многочисленными были перестановки, искажающие слоговую структуру слов. Так, односложные слова, состоящие из обратного слова, заменялись прямым словом: он - «но», от - «то школы». В двухсложных словах, состоящих из прямых слогов, один из них заменялся обратным: пила – «пиал», зима - «зиам».
Менее многочисленной группой нарушений являются замены графически близких буквенных символов – холтыми (желтыми), крухились (кружились), сепи (сети), покрыпа (покрыта). Наряду с этими ошибками отмечаются ошибки связанные с плохим усвоением правил правописания – халодный (холодный), зимля (земля), халмами (холмами), над палями (над полями), лужы (лужи).
У всех учащихся проявлялись каллиграфические трудности: недописывание элементов букв, исправления, нестабильный, неряшливый почерк, выражающийся в разной высоте и наклоне букв, разном расстоянии между словами и пр.
Выводы по второй главе: В результате проведенного логопедического обследования младших школьников выявлены недостаточная развитость навыков фонематического восприятия, сукцессивных функций, языкового анализа и синтеза, динамического праксиса, орального праксиса, способностей к концентрации, распределению и переключению внимания, логического мышления.
Информация о ообразовании:
Сущность семинара
Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности. Само слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» - рассадник и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников, способных к самостоятельным су ...
Музейная педагогика в системе высшего
профессионального образования
В настоящее время культурно-образовательная деятельность - одно из ведущих направлений музейной работы, прежде всего она ориентирована на школьную аудиторию. Но, тем не менее, нельзя отрицать тот факт, что музеи находятся в постоянном взаимодействии не только с общеобразовательными, но и высшими уч ...
Преимущества использования мультимедиа в проведении лекции
Поступив в ВУЗ, бывший ученик сталкивается с совершенно новыми для него способами организации учебного процесса. По сравнению со средней школой меняется форма преподавания. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учёбы в ВУЗе, устраняющее ощ ...