Ряд авторов рассматривает экономическое мышление как форму проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации Л.И. Абалкин определяет экономическое мышление как совокупность взглядов, представлений, способов подхода к оценке явлений и к принятию решений, которыми люди непосредственно руководствуются в своей хозяйственной деятельности. По мнению автора, эти взгляды и представления, далеко не всегда совпадающие с научными выводами, образуют эмпирический слой экономического мышления или обыденное сознание, которым и руководствуются, как правило, в повседневной практике. Таким образом, экономическое сознание и мышление представляются явлениями одного порядка, но разного уровня общности.
В.Д. Попов рассматривает экономическое сознание как продукт экономического мышления и определяет последнее как процесс и результат познания экономических отношений в форме понятий, суждений, умозаключений. Именно понятия, суждения и умозаключения и входят в состав экономического сознания, по В.Д. Попову. С другой стороны, мышление осуществляется на основе достигнутого уровня сознания, с его помощью. Экономическое сознание играет роль первичного элемента в экономическом мышлении. По мнению В.Д. Попова, мышление как процесс познания есть экономическое сознание в действии, в движении. Результаты мышления объективируются в понятиях, которые при переходе в сознание субъективируются.
Экономические отношения и есть тот внешний фактор, который в процессе познания людьми интериоризуется во внутренние компоненты экономического мышления. Поэтому актуальным является возрождение действия законов общественной координации в их естественном проявлении и полном функционировании.
В.С. Дудик определяет экономическое мышление как «творческий процесс понятийно-образной деятельности по преобразованию массивов информации, отражающий планово-производственные, ценообразовательные, материально-технические, стоимостные, бюджетные, страховые и др. объективные реалии, связи, взаимодействия».
П. Хейне рассматривает понятие «экономический образ мышления», не как набор готовых выводов, или «технику мышления», а как предпосылку, направленность мышления. Такой предпосылкой он называет стремление индивидов предпринимать те действия, которые принесут им наибольшую чистую пользу. Экономическое мышление связывается с ситуацией выбора, который заключается в анализе и оценке ожидаемых выгод и издержек. Выбор производится при наличии двух и более альтернативных вариантов действия. Таким образом, по П. Хейне, экономическое мышление имеет следующие взаимосвязанные особенности:
Индивидуальность. П. Хейне отмечает, что экономическое мышление принимает за исходную смысловую единицу индивидуума. Любое экономическое решение, даже групповое, связано с мотивационно-ценностными особенностями людей его принимающих.
Рациональность. Человек действует, предварительно оценив ожидаемые плюсы и минусы доступных ему вариантов. В этом смысле нельзя назвать рациональными решения, которые принимаются неосознанно, на основе эмоций, стереотипов, шаблонов.
Всеобщность. Предполагается, что все общественные отношения являются результатом процессов рыночного типа, а значит и функционирования механизмов экономического образа мышления.
Экономические принципы анализа позволяют улавливать смысл в окружающей разноголосице общественных проблем. Сфера применения инструментов экономического мышления практически неограничена.
В ряде определений экономического мышления подчеркивается, что оно является не просто познанием экономических законов и категорий, но и руководством в деятельности. Однако из этого не следует, что сама экономическая деятельность непосредственно основывается на этих законах и категориях, на оперировании ими.
«Независимый источник» экономического мышления находится не только в сфере законов и категорий, но и в потребностях и интересах субъекта экономической деятельности. Именно поэтому ряд авторов подчеркивает необходимость признания за экономическим мышлением статуса объективно-субъективного процесса, в котором во взаимо действии отражены объективные экономические законы и механизмы их сознательного использования (Абалкин Л.И., Могильный А.Н., Попов В.Д., Хейне П.).
Информация о ообразовании:
Как написать аннотацию и рецензию
Умение писать рецензию и аннотацию – представляет собой исключительно полезное качество, которое вырабатывается практикой. Аннотация работы включает: теоретическую часть цель проекта обоснование (На какой вопрос вы отвечаете в ходе выполнения исследования?) гипотеза метод проведения исследования, п ...
Возрастные особенностей детей дошкольного возраста
Организм ребенка растет и развивается непрерывно. В дошкольный период происходит качественное и функциональное совершенствование головного мозга и систем организма. Рост детей на четвертом и пятом году жизни несколько замедляется по сравнению с ростом детей раннего возраста и прибавляется в среднем ...
Цель, задачи, методы и организации эмпирического
исследования
Профессионльная готовность (ПГ) СФК рассматривается нами как часть его профессионально - деятельностной готовности, характеризующаяся уровнем сформированности у него знаний-умений-навыков (ЗУН) основных педагогических функций (ОПФ). Она является производным от 1 0понятия профессиональная подготовле ...