Социально-экономическое развитие общества во многом зависит от уровня экономического образования подрастающего поколения. Оно становится неотъемлемой частью культурного облика современного человека и предпосылкой успешной деятельности практически во всех сферах и отраслях хозяйства.
Результаты специальных исследований и реальная жизнь свидетельствуют, что большинству молодежи не хватает инструментальных знаний, практических навыков, экономического сознания и мышления, позволяющих быть конкурентоспособными на рынке труда. Проблема формирования экономического сознания и мышления поставлена самой жизнью. В современных условиях неотложный характер приобрела задача создания системы непрерывного экономического образования, организации целенаправленной помощи вступающему в жизнь поколению в поиске путей самоопределения. Для этого необходимо обеспечить устойчивые связи обучения с профессиональной занятостью, формировать культуру жизнеспособности человека – созидателя, проектировщика собственной жизни, субъекта социально-исторического творчества.
Экономическая грамотность как социально ценностное качество позволяет рационально использовать время, создает условия заинтересованности в высокопроизводительном труде, помогает правильно рассчитать семейный бюджет и рационально вести домашнее хозяйство. Формирование экономической культуры как составной части общей культуры личности необходимо осуществлять с первых лет обучения в школе. В решении этой задачи особое место и роль принадлежат учителю начальных классов, обладающему развитым экономическим мышлением, теоретически и практически владеющему основами экономики, методикой экономического образования учащихся.
Во многих вузах России отсутствует система подготовки учителя к экономическому образованию школьников, из-за чего педагоги не способны решить эту задачу. Динамика преобразовательных процессов в стране такова, что даже недавние выпускники вузов оказались недостаточно подготовленными к осуществлению экономического образования учащихся в условиях рынка.
Создание такой системы осложняется разнородностью, разноплановостью, фрагментарностью экономического образования, имеющего в своей основе авторские идеи, которые существенно отличаются друг от друга и не позволяют объединить их в целостную систему.
Отмеченные проблемы, а также отсутствие специальных исследований привели нас к разработке концептуальных основ и научно-методического сопровождения процесса подготовки учителя к экономическому образованию учащихся начальных классов с учетом этнорегиональных особенностей и новых социально-экономических условий.
Обновление процесса подготовки учителя к экономическому образованию учащихся невозможно осуществить без анализа следующих ведущих тенденций современной практики: многоступенчатости, открытости и вариативности, поликультурного характера, этнорегиональной направленности, непрерывности.
Для приведения в соответствие с современными требованиями уровня экономической подготовки учителя, его профессиональной готовности в системе подготовки педагогических кадров следует решить комплекс задач. Среди них особенно важны задачи, стоящие перед самим педагогом: ориентация на новую модель экономической подготовки учащихся начальных классов и необходимость педагогического руководства этой работой. Данная модель предполагает определение целей и задач, содержания, форм и методов экономического образования. Под экономическим образованием учащихся начальных классов мы понимаем организованную педагогическую деятельность, направленную на развитие экономического мышления и сознания на уровне, соответствующем их возрастным особенностям, на формирование умений и навыков, связанных с присущей младшим школьникам экономически целесообразной деятельностью. Как одно из основных требований подготовки учителя мы выдвигаем знание им сущности экономического образования учащихся начальных классов. Для этого мы разработали его примерное содержание, которое создавалось поисковым методом, введением в оборот новых для жизни понятий рыночной экономики и основных знаний, составляющих ее суть. Поскольку учителю начальных классов предстоит преподавать не один, а ряд предметов, в нашу задачу входил показ возможностей реализации задач экономического образования посредством включения соответствующего материала во все предметы.
За период обучения в начальной школе учащимся необходимо усвоить минимум знаний, овладеть понятиями, помогающими осмыслить происходящие процессы, сознательно включаться в экономические отношения, иметь представление о существовании и действии объективных экономических законов. Полученные знания способствуют осознанной и успешной выработке и закреплению на практике и в процессе разнообразной деятельности соответствующих умений и навыков: планирования, экономии и бережливости, элементарного анализа и счета, контроля и самоконтроля проделанной работы. Первоначальные знания детей позволяют учителю выходить на более высокий уровень образования, формировать экономически значимые качества личности.
Информация о ообразовании:
Описание, организация исследования внимания
Описание экспериментальной группы. В исследовании приняло участие 12 воспитанников МДОУ №53 (Маргарита А., Екатерина Г., Денис Е., Владислав З., Денис К., Татьяна К., Кирилл К., Дмитрий М., Семен М., Роман М., Елизавета П., Егор Х). Группа состояла из 8 мальчиков и 4 девочек, в возрасте 5-6 лет, с ...
Характеристика особенностей когнитивных процессов, участвующих в развитии
творческих способностей
Развитие воображения - важное условие формирования интеллекта, творчества, вообще психического развития. Воображение выступает как одно из средств усвоения ребенком общественного опыта. Ч.П. Короленко и Г.В. Фролова в своей работе «Спасительная способность - вообразить» делят воображение на несколь ...
Развитие музыкальности ребенка как психолого-педагогическая
проблема
Психология музыкального воспитания и обучения изучает психологические вопросы управления процессом музыкального обучения и воспитания, исследует проблемы диагностики музыкальной одаренности, формирование и развитие способностей, специальных умений и навыков, необходимых для сочинения, исполнения, с ...