Теоретические основы применение наглядности

Страница 1

Сделать процесс обучения наглядным (следовательно и понятным) значит подвести неизвестное под известное.

Глядя на яблоко, мы идентифицируем его форму (близкую к сфере), объем (в диаметре приблизительно 6-8 см), цвет (красно-зеленый), твердость (чувствуется на ощупь), то есть сложный объект разложили на ряд чувственных элементов, дали им количественную характеристику и синтезируя полученную информацию, узнали все о яблоке, которое мы видим перед собой.

Понятно, что с накоплением опыта и повышением уровня умственного развития человека, оперативно-алфавитные единицы обследования окружающей действительности (эталоны) становятся сложнее и потому наглядный в этом случае такой, который можно будет возвести к совокупности уже других, более сложных элементов. Таким образом, понятие "наглядный" имеет относительный характер, поскольку в изучении того или другого объекта ученик может пользоваться элементами разной степени сложности.

Наглядность в учебе, как утверждала классика педагогики, заключается в том, что предметы, которые изучаются, нужно представлять наблюдению учеников, учить за самими предметами, а не за книгами об этих предметах.

Понятно, что при истинной, наглядной учебе, то есть когда оно происходит на основе изучения реального предмета, ученик сам или совместно с учителем формулирует вопрос будто к предмету, потому что только предмет может дать ответ на этот вопрос, к тому же, таких вопросов, как правило, не одно. Но известно, что каждый предмет выявляет свои свойства только во взаимодействии с другими предметами. Поэтому ученик реально включает во взаимодействие с другими объект изучения и, получая ответы на поставленные вопросы, синтезирует их и создает представление о данном объекте.

В ходе такого взаимодействия, движения, механического и умственного действия, ученик видит предмет в прямом и переносном значениях из разных точек зрения, в динамике, перемешивает, изменяет его положение в пространстве, двигается сам и так далее Потому учеба при участии реальных предметов изучения не только богатое с точки зрения полученной информации, но и богаче на чувство, эмоции, на ощущение времени и пространства .

Во время использования рисунков, схем, изображений нельзя обеспечить динамику восприятия, взаимодействие субъекта с объектом изучения, и потому за богатством полученной информации, эмоций, чувств такая учеба значительно беднее.

Пять органов чувств принято считать у человека основными: зрение, слух, обоняние, прикосновение, вкус. С их помощью ученик воспринимает и познает реальный физический мир, мир природы. Учитель, который поставил своей целью личностное развитие, видит свое задание не столько в том, чтобы дать ученикам знания о том, как работают их органы чувств, сколько в том, чтобы развивать у них осознанное обладание этими естественными средствами познания, научить чувственного восприятия физических объектов и явлений.

Например, обоняние. Масса всевозможных запахов сопровождает детей на уроках, улице, доме. Запахи не менее важное средство образования, чем параграфы учебника. Учитель учит детей задумываться над тем, почему тела пахнут, зачем нам чувство запаха, почему, скажем, так приятный запах спелого яблока и нестерпимый запах гнилого. Запахи одеколона или эфира, что чувствуются во время демонстраций опытов, помогают понять не только явление диффузии, но и содержание самого обоняния. Постепенно ученики начинают осознавать, что природа мудрено сделала, дав нам такой канал связи с собой, как обоняние: он не просто помогает нам жить, он обеспечивает само существование человека.

Прикосновение. Знаменитое "Руками не трогать"! - не что другое, как запрещение на естественное познание и развитие человека. Дайте ученикам на уроке что-либо для изучения руками : канцелярскую скрепку, кусочек бумаги, спичку или другой простой предмет. Фиксируя получаемые в этом случае ощущения, ученики не только задумываются о сущностях окружающих предметов, но и развивают в себе навыки прикосновения. Например, на уроке природоведения, положив на ладонь магнит, ученик чувствует его вес. Возвышен сверху другой магнит "облегчает" первый. Возникают вопросы: какая сила больше - гравитационная или магнитная? От чего зависят эти силы? Какая их природа? Ученики мыслят, спорят, выдвигают свои предположения .

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Особенности формирования словообразования на разных возрастных этапах у детей дошкольного возраста с нормой развития и с речевыми нарушениями
Сравнительный анализ развития лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в работах Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В. Важным является мнение О.Е.Грибовой о том, что методика коррекционной работы, особенно в случае грубого недоразвития речи, должна быть ...

Диалоговый подход к культуре и межкультурному образованию
Диалоговый подход к рассмотрению понятий "межкультурное образование и "лингвосоциокультурная грамотность" основывается на идеях открытости, диалога культур, культурного плюрализма. Эволюция рассматриваемых понятий опирается на ряд традиций отечественной и зарубежной культурологии, фи ...

Как дифференцируются образовательные программы в первом и втором отделениях школы V вида
В специальную (коррекционную) школу V вида зачисляются дети с общим недоразвитием речи II и III уровня с такими тяжелыми формами речевой патологии как: дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, дислексия, дисграфия, заикание. Наполняемость классов 12 человек. Коррекционное учреждение V вида имеет в сво ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru