экономический школьник мышление педагогический
Экономика – это особый мир, со своими законами и проблемами, драмами и противоречиями, он сложен и загадочен. Быть вне экономики невозможно: подобно невидимым лучам, экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека. И даже если вопросы экономического устройства общества кажутся абстрактными, именно от них зависит повседневное счастье людей: если это разумное устройство, то люди счастливы и богаты, а труд их плодотворен; если же экономическое устройство бездарно – зависимы и бедны.
Экономическая теория оперирует множеством абстрактных понятий и моделей, поэтому ее познание воспитывает культуру социально-абстрактного мышления и она ориентирует на подлинные социальные ценности: экономическую свободу личности, право на доходную собственность, предпринимательство – ценности, которые должны войти в повседневное, обыденное сознание нашего общества.
В наших силах предложить ученикам некоторые мировоззренческие знания, необходимые для жизни. Экономика должна знакомить школьников с экономической картиной мира, чтобы выработать экономическое мышление, развивать навыки самостоятельного принятия экономических решений, что в конечном итоге сформирует из учащихся ответственных граждан, разумных потребителей, расчетливых вкладчиков банков, ответственных производителей.
Профильное обучение основывается на прочной базе общего образования. Речь идет не о подготовке к конкретной профессии или специальности, а о подготовке к деятельности, связанной с использованием знания предметной области. Это создает предпосылки для качественного овладения профессиональными знаниями и умениями.
Цель экономического образования школьников – формирование современного экономического мышления, представляющего сплав познания устройства экономической действительности, сознания своего места в ней, усвоения норм цивилизованного экономического поведения, экономической культуры, выработка навыков соответствующей экономической деятельности.
Цель экономического образования определяет его основные задачи:
в сфере обучения – освоение учащимися основ знаний о современной экономике, принципах и закономерностях ее функционирования и развития, умений экономической (трудовой, предпринимательской) деятельности;
в сфере самосознания – осмысление своего индивидуального экономического потенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения;
в сфере мотивации – развитие интереса к проблемам экономики, постоянной потребности в экономическом знании, стремления к цивилизованному предпринимательству, что должно стать средством социальной защиты, облегчить решение проблемы занятости молодых людей, их адаптации к рынку.
Принципами концепции экономического образования в общеобразовательной школе являются:
последовательность – движение от обыденных знаний об экономической действительности к научным представлениям об их истинной природе, от простых практических навыков – к более сложным;
сочетание образования и самообразования, развитие у учащихся стремления к применению полученных теоретических знаний на практике;
интеграция: синтез элементов экономических знаний с другими учебными дисциплинами;
открытость: ознакомление с различными направлениями экономической теории, ориентация учащихся на гуманитарные ценности;
непрерывность: охват системой экономического образования всех уровней обучения.
В настоящее время в школе преподавание экономических дисциплин ведется не только в старшем (10–11 классы), но и в среднем звене (6–9 классы) по федеральным программам, утвержденным Министерством образования РФ с использованием базовых учебников.
С 2006 года в десятых, а с 2007 учебного года в девятых классах учащимся предложен ряд элективных курсов экономического направления. Это такие курсы, как: «Прикладная экономика», «Маркетинг», «Менеджмент», «Моделирование экономики и менеджмента», «Основы бизнеса и предпринимательства», «Реальный потребитель», «Бизнес и экономика».
В экономическом образовании необходим компетентностный подход, т.е. подход, при котором в качестве результата рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. В учебной деятельности следует предпочтение разноуровневому, проблемному обучению, коллективной системе обучения, исследовательским, проектным и игровым методам в обучении. Основной принцип данных методов может быть сформулирован так: «Знать – чтобы уметь, уметь – чтобы действовать!» Педагогические технологии и методы обучения я выбираю с учетом целей и содержания экономического образования на каждой ступени, возрастных особенностей учащихся.
Информация о ообразовании:
Сущность комбинированных уроков и его этапы
Комбинированный урок — тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т. д. В структуре комбинированного урока выделяют следующие этапы: · организация уч ...
Экономическое мышление как педагогическое явление и
процесс его формирования
Теоретическими предпосылками современного экономического образования являются: 1) многоукладность экономики России, вызванная постоянным расширением ее территориальных границ, завершившимся созданием крупнейшего в мире евразийского государства; 2) существование национальных экономических школ, в ко ...
Этапы развития художественно-творческих способностей
Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно выделить четыре основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способностей к таланту. 1. Первый этап - игровой. На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и великодушных ...