Теоретическими предпосылками современного экономического образования являются: 1) многоукладность экономики России, вызванная постоянным расширением ее территориальных границ, завершившимся созданием крупнейшего в мире евразийского государства; 2) существование национальных экономических школ, в которых строились принципиально иные в отличие от Запада отношения государства и общества; национальная установка на то, что краеугольным камнем и основами конкурентоспособности, экономического роста и эффективности хозяйствования являются не заводы, оборудование и производственные запасы, а человеческий, национальный, российский «капитал», люди, в частности, специалисты высокой квалификации, основу профессионализма которых необходимо закладывать еще в школе в условиях реализации принципа единства экономического образования и экономического воспитания; 3) влияние православной культуры как носителя исторической памяти народа на систему представлений и ценностей, определение и выбор строя экономической мысли; вся экономическая жизнь российского общества, включающая отношения, возникающие между всеми его членами в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, даже если не все они вступают непосредственно в производственные отношения; 4) отличие экономического мышления, всей отечественной философской и социальной мысли, российского мировоззрения, заключающееся в отрицании концепции «экономического человека» и попыток рассматривать его изолированно от общества, от среды обитания; 5) экономическое воспитание и политехническое образование, сложившееся ещё в практике советской школы.
Можно констатировать, что экономическая мысль России более чем на столетие предвосхитила появление категории «человеческого капитала» и сформулировала основы методологии его исследования. Вследствие этого российская экономическая мысль никогда не сводила эффективность к чисто экономическим количественным показателям. Прежде всего, речь идет о выдвижении на первый план интересов общества в целом, их приоритете над индивидуальными, своекорыстными интересами, приоритете социальных над сугубо экономическими критериями общественного прогресса. Жизнь, историческая практика в полной мере подтвердили научную значимость такого методологического подхода.
Конечно, глобализация экономической жизни требует от экономических исследований все большего внимания к выявлению общих экономических закономерностей развития человеческой цивилизации. Однако ни в коей мере нельзя забывать и о том, что общие закономерности неизбежно модифицируются конкретными историческими национально-государственными условиями. А это означает заведомую бесплодность попыток «прямого» переноса экономических институтов, доказавших свою эффективность в рамках одного национально-государственного образования, в иную национально-государственную среду. Поэтому для российских экономистов встает задача, с одной стороны, выявления тех факторов, которые определяют характер, структуру и механизмы действия российских экономических институтов, а с другой – разработки теории трансформации сложившихся в России экономических институтов с учетом глобализации всех сторон жизни человеческого сообщества. Необходимо понять специфику закономерностей такой трансформации и сформировать социально-экономическую стратегию, обеспечивающую достойное место России в современном меняющемся мире.
В современных условиях смены образовательных парадигм проблема состоит в том, чтобы разработать концептуальную идею и механизмы перехода от дисциплинарной к системной модели содержания экономического образования. Раскрывая теоретические предпосылки современного экономического образования школьников, необходимо отметить, что в экономической жизни общества, включающей отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, участвуют все его члены, в том числе и учащиеся, хотя они не вступают непосредственно в производственные отношения. Прежде чем раскрывать сущность дефиниции «экономическое образование» в новых социально-экономических условиях, более подробно остановимся на таких экономических понятиях, как: экономика, экономическая теория, экономическое воспитание.
Информация о ообразовании:
Основные направления профильного обучения
В Концепции профильного обучения профиль рассматривается как та или иная комбинация (сочетание) базовых, профильных и элективных курсов, отвечающая общим рамочным требованиям существующим в отношении норм учебной нагрузки: минимальным объемам учебного времени, задаваемых БУПом (33 часа в неделю) и ...
Понятие об искусстве. Виды, жанры изобразительного искусства
Как известно, виды, искусства можно объединить в следующие группы: пластические, временные и синтетические. Пластические искусства – это пространственные искусства, произведения имеют предметный характер, создаются путем обработки материала и существуют реальном пространстве. К пластическим искусст ...
Подготовка кадров для организации дополнительного образования
Современный уровень педагогической науки и педагогического опыта в области дополнительного образования значительно опережает уровень подготовки будущих педагогов дополнительного образования. Необходимым условием нормального функционирования системы дополнительного образования является формирование ...