Как показало проведенное исследование, проблема постановки целей воспитания является центральной среди структурных компонентов его системы. Для различных категорий воспитателей первостепенное значение имеет вопрос о том, куда должно идти воспитание, каковы его цели и задачи?
Практика показывает, что насколько четко воспитатель представляет цели воспитания, во многом зависит эффективность воспитательной деятельности в частях (на кораблях). По сути дела целевая установка является исходным компонентом воспитательной системы. Она определяет:
1. Выбор соответствующих содержательных организационных и методических основ воспитания.
2. Оценку уровня воспитанности и учет результатов процесса воспитания.
Важнейшим этапом реализации системы воспитания в Вооруженных Силах РФ является разработка в внедрение технологии воспитания военнослужащих.
Введение в систему воспитания военнослужащих такого элемента, как технология, обусловлено следующими причинами.
Во-первых, воспитательная деятельность либо базируется только на индивидуальном мастерстве офицеров, либо на “коллективном мастерстве”, учитывающем и объединяющем индивидуальное мастерство воспитателей в целое, концентрируемым выражением которого и является технология.
Во-вторых, технология воспитания - это всегда система предложенных педагогической наукой методов, средств и форм воспитания, реализация которых ведет к заранее намеченным результатам воспитательной работы.
В-третьих, технология воспитания - это концентрированное выражение достигнутого уровня воспитательной работы, базирующейся на передовых педагогических идеях и передового опыта воспитательной работы в войсках.
В-четвертых, основой технологического воспитательного процесса является педагогическая деятельность офицеров, связанная с планированием и определением форм и методов достижения результата воспитания; с моделированием воспитательных процессов; с управлением деятельностью воспитателей и воспитуемых, реализующих цели и задачи воспитания.
Под педагогической технологией, как составного элемента системы воспитания, понимается комплекс форм, методов, приемов и воспитательных средств взаимодействия офицеров с военнослужащими. Это проект воспитательной работы с воинами, реализуемый на практике.
Основными структурными элементами технологии воспитания являются:
- целевые установки и задачи воспитания воинов, спланированные на конкретные периоды их подготовки;
- последовательность методов и приемов воспитания, объединенных формами воспитательной работы в систему;
- совокупность воспитательных средств, реализующих процесс воспитания в целом.
Первым шагом в разработке технологии воспитания военнослужащих было обоснование закономерностей и принципов воспитательного процесса, на которых и должна строиться современная технология системы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ.
В ходе исследования были выявлены следующие закономерности современного процесса воспитания военнослужащих походящих службу по контракту.
1 Соответствие целей и задач воспитания требованиям воинской деятельности нравственным идеалам личности в государстве. Практика показывает, чем адекватнее организация процесса воспитания целям, чем лучше применяемые формы, методы и средства соответствуют поставленным задачам, тем выше эффективность воспитательного процесса военнослужащих.
2 Воспитание военнослужащих происходит в процессе включения их в воинскую деятельность. Эта закономерность обусловливается тем, что личностное развитие воина происходит только благодаря овладению им воинским опытом в самых различных его проявлениях. Процесс воспитания можно определить как организацию жизни и деятельности воинов. Поэтому необходим комплексный подход в реализации всех видов воинской деятельности воспитуемых.
3Процесс воспитания военнослужащих есть процесс стимулирования активности воспитуемых в организуемой воинской деятельности.
Технология воспитания в этом случае состоит в том, чтобы создавать педагогические ситуации для возбуждения у воинов внутренних переживаний, способствующих стимулированию их активности в различных видах воинской деятельности.
4 Соответствие средств, методов и результата процесса воспитания военнослужащих его целям и задачам.
Главным условием учета данной закономерности в процессе воспитания военнослужащих является постоянный контроль и коррекция поведения личности в ходе воинской службы.
Важную роль в практической реализации технологии воспитания воинов играет выбор современных идей (принципов), которые будут определять содержание всех элементов технологии, организацию всей воспитательной работы в части.
Основным принципом воспитания является его государственно-патриотическая и профессиональная направленность.
Основные требования принципа:
- главными целями воспитания считать подготовку в части воина профессионала-гражданина и защитника нашей Родины;
Информация о ообразовании:
Формы методы и приемы принципа толерантности, применяемые в социально-педагогической
деятельности
Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист, прежде всего, знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Так, чтобы стать учителем физики, необходимо изучить законы физики, знать, что доступно для усвоения учащимися, какие знания могут изуч ...
Безопасность при работе в сети Интернет
Антивирусная программа (антивирус) — любая программа для обнаружения компьютерных вирусов, а также нежелательных (считающихся вредоносными) программ вообще и восстановления зараженных (модифицированных) такими программами файлов, а также для профилактики — предотвращения заражения (модификации) фай ...
Классификация стилей педагогического общения
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский. При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собствен ...