Программа логопедического воздействия по преодолению аграмматизмов в специальной школе VIII вида

Страница 7

В начале учебного года дети показывали разные результаты по всем разделам исследования. После обучающего эксперимента существенно повысились показатели развития психологической базы речи – с непонимания инструкций до и низкого, среднего уровня:

- учащимися усвоены понятия вверх, вниз, влево, вправо, что важно для работы по совершенствованию артикуляционной моторики, для умения ориентироваться на листе бумаги, усвоения навыков письма;

- отмечается положительный результат развития всех видов памяти, но уровень долговременной и слуховой памяти остается еще достаточно низким;

- увеличился объем, концентрация и устойчивость внимания. Дети научились более внимательно слушать словесную инструкцию и стали более самостоятельны в выполнении заданий.

Результаты обследования письменной речи учащихся младших классов школы VIII вида выявили, что во время выполнения письменных заданий у детей данной категории быстро наступает утомление, резко снижается внимание, в работах появляется множество ошибок и исправлений. Специфические ошибки, обусловленные несформированностью операций анализа и синтеза, обобщения.

Словарный запас беден, ограничен обиходно-бытовой тематикой. В словаре преобладают существительные с конкретным значением. Отмечается малая распространенность предложений. Дети с нарушением интеллекта пользуются простыми, короткими конструкциями. Редко второстепенные члены предложения выражались качественными прилагательными для характеристики признака предмета. У исследуемых детей наблюдались пропуски слов, словосочетаний необходимых для построения фразы, что приводило к искажению смысла высказывания. Учащимися допускались ошибки при выделении границ предложения.

Ошибки, связанные с лексико-грамматическим недоразвитие проявлялись на уровне словосочетания, предложения, текста. Большое количество ошибок связано с нарушением согласования и управления.

В основу формирующего обучения были положены современные теоретические положения и принципы: системности в обучении, наглядности и доступности материала, комплексности, анализа речевых нарушений (онтогенетический принцип, принцип обходного пути, деятельностного подхода), а также принципы коррекционной педагогики.

Основополагающим явился методический принцип последовательного формирования письменно-речевой деятельности, который базируется на теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин) и реализуется в постепенном усложнении заданий и видов работ с учетом предыдущего опыта школьников.

Проведя коррекционно–логопедическую работу по формированию грамматического строя речи у умственно отсталых учащихся младших классов, мы осуществили контрольный эксперимент для выявления эффективности коррекционно–логопедической работы по преодолению аграмматизма в письменной речи у умственно отсталых детей с помощью игровых приемов. При анализе результатов мы констатировали положительную динамику в показателях у умственно отсталых детей.

Проведенное исследование подтвердило, что расстройства письменной речи учащихся младших классов школы VIII вида проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального развития в целом, вследствие органического поражения центральной нервной системы.

Общее нарушение интеллектуальной деятельности ребенка, нередко осложненное недоразвитием речеслухового, речедвигательного анализаторов, приводит к значительным затруднениям в овладении устной речью. Зависимость между нарушениями письма, с одной стороны, и дефектами устной речи и слуха с другой, изучали: Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев, М.Е. Боскис, Р.Е. Левина.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Информация о ообразовании:

Сопровождение развития в образовании
В последнее время в образовании широко распространяется сеть сопровождения развития. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий условия для принятия оптимальных решений в различных жизненных ситуациях. Методологической предпосылкой сопровождения служит концепция свободного выбора как услов ...

Особенности управления ВУЗом
Термин «руководство образовательным учреждением» обозначается как механизм для организации и обеспечения оптимальных условий функционирования образования на всех уровнях, «мозг» системы. Особенностью управления современной системой образования является прежде всего обеспечение руководящими кадрами ...

Недостаточное финансирование образования
Наиболее существенными причинами, по которым общество не желает платить за образование своих граждан, на наш взгляд, являются неразвитость гражданского общества, отсутствие привычки платить налоги, пренебрежительное отношение к интеллектуальной собственности. Отметим, что граждане государства, кото ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru