6. Послушайте рассказы. Дополните их словами – признаками, отвечая на вопросы.
Осень.
Незаметно прошло (какое?) …лето. Дни стали (какие?)… Небо (какое?) ….,… Его покрывают (какие?) …., …,тучи. Как сквозь сито, сеет (какой?) …., …. дождь.
7. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Инструкция: один – дом, а если их много, то это – дома.
один – стол, а много – это…
стул –
окно –
звезда –
ухо –
Инструкция: один – дом, а много чего? – Домов.
Один – стол, а много чего? - …
стул –
окно –
звезда –
ухо –
8. Дополни предложение второстепенными членами.
Подул ветер. Девочка шьет. Друзья помогли. Поспели ягоды. Пришла зима. Бабушка вяжет.
9. Составь из слов предложения. Напиши рассказ.
Прятки, ребята, в, играют. Под, Оля Чайкина, скамью, залезла.
Сарая, Петя за стоит, дверью. Миша кустом, за, сидит. Водит Боря Иванов.
10. Повторение предложения.
Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.
Птичка свила гнездо.
В саду много красных яблок.
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).
11. Верификация предложений.
Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.
Собака вышла в будку.
По морю плывут корабль.
Дом нарисован мальчик.
Хорошо спится медведь под снегом.
Над большим деревом была глубокая яма.
12. Составление предложений.
Составление предложений из слов, не предъявленных в начальной форме.
Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.
мальчик, открыть, дверь
сидеть, синичка, на, ветка
груша, бабушка, внучка, давать
Витя, косить, трава, кролики, для
Петя, купить, шар, красный, мама
Слова предъявляются до первого ответа.
13. Добавление предлогов.
Добавление предлогов в предложение.
Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.
Лена наливает чай … чашки.
Почки распустились … деревьях.
Птенец выпал … гнезда.
Щенок спрятался … крыльцом.
Пес сидит … конуры.
В связи с трудностью этого задания использовалась помощь в виде вопроса к пропущенному предлогу («Наливает чай куда?»).
С целью преодоления аграмматизма в письменной речи было проведено экспериментальное обучение младших классов с несформированностью грамматического строя речи.
Экспериментальная группа детей
№ п\п |
Имя, фамилия |
возраст |
Логопедическое заключение |
1. |
Алина Г. |
13 |
ОНР – 2 уровень |
2. |
Алексей Х. |
12 |
ОНР – 2 уровень |
3. |
Алена К. |
12 |
ОНР – 1-2 уровень |
4. |
Анастасия Ш. |
11 |
ОНР – 2 уровень |
5. |
Максим М. |
13 |
ОНР – 2 уровень, заикание |
6. |
Сергей Д. |
13 |
ОНР – 1 -2уровень |
7. |
Николай С. |
12 |
ОНР – 2 уровень |
Информация о ообразовании:
Обзор научно-методической литературы по вопросам формирования
произносительных умений и навыков у детей с легкой степенью псевдобульбарной
дизартрии
Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина пишут, что направление и содержание педагогических исследований речевой патологии у детей определяются принципами их анализа, составляющими метод логопедической науки: 1) принципом развития; 2) принципом системного подхода; 3) принципом рассмотрения речевых нарушений во ...
Понятие общих способностей детей дошкольного возраста
Существует множество определений способностей. Так Б.М. Теплов считал, что способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. По мнению Л.Г. Ковалева, под сп ...
Разрыв между уровнем математических знаний
выпускников вузов и потребностями современной науки и технологии
Основные причины углубления разрыва между уровнем математической подготовки выпускников вузов и потребностями современной науки и технологии, на наш взгляд, состоят в следующем. Содержание вузовского курса математики архаично и не вмещает достижения науки в XX веке. Многие важные разделы современно ...