При разработке методики формирующего эксперимента учитывалось, что для полноценного развития координации движения руки должны быть интегрированы вместе различные факторы, влияющие на данный вид моторики. Кроме того, мы ставили целью общее развитие детей, поэтому большое внимание изначально уделялось выборке теоретического, а также музыкального, изобразительного и видео материалов, сопутствующих обучению.
На формирующем этапе были поставлены следующие задачи:
Сформировать представление детей о восточной культуре на примере Японии;
Организовать деятельность детей по изготовлению японских кукол и поделок для «сада камней» и вовлечь их в групповую форму работы;
Способствовать развитию мелкой моторики и формированию творческих способностей.
Для осуществления данного этапа работы из детей была отобрана экспериментальная группа, с которой проводилась работа, согласно поставленным задачам.
Экспериментальная группа состояла из 10 детей (соотношение уровней развития мелкой моторики в экспериментальной и контрольной группах примерно одинаково).
Для реализации поставленных задач было разработано содержание следующих циклов работы с детьми:
Изготовление куклы Дарума;
Изготовление деталей сада камней:
- колодец
- мостик
- скамья
- заборы
- дорожки
- деревья
- ручей
Групповая деятельность по составлению композиции сада.
Цикл по изготовлению куклы Дарума.
Данный цикл основан на поэтапном самостоятельном изготовлении детьми традиционной японской куклы с использованием различных техник творческой деятельности. Каждое занятие цикла сопровождается кратким рассказом-беседой с детьми, нацеленным на обогащение их жизненного опыта (далее эта задача упоминаться не будет), где педагог описывает, какое место данная кукла занимает в культуре страны, раскрывает связь с другими культурами, в том числе и российской, рассказывает о суевериях связанных с загадыванием желания и т.д.
Занятие 1.
Задачи: 1. Дать детям понятие о кукле дарума;
2. Познакомить детей с техникой папье-маше;
3. Изготовить болванку для будущей куклы;
Материалы: воздушный шарик (на каждого ребенка), бумага, клейстер, резервуары для воды, клейстера и бумаги, клеенки.
Техника: для изготовления болванки куклы педагогу необходимо надуть шарик для каждого ребенка и обозначить снизу границы, таким образом, чтобы куклу можно было поставить. При этом не следует сильно надувать шарик, практика показывает, что дети просто не успевают за данное им время оклеить всю поверхность в несколько слоев бумаги.
Приготовление клейстера: насыпать крахмал в эмалированную или алюминиевую посуду, налить туда немного холодной воды, постепенно перемешивая до образования густой массы. Затем в образовавшуюся массу нужно влить кипяток, непрерывно помешивая, примерно на одну часть крахмала 8 – 10 частей воды. После того, как клейстер настоится, в него можно подлить еще немного кипятку, чтобы получился не слишком густой, а затем процедить.
Дети сами рвут бумагу на кусочки, но надо учитывать, что бумага может быть любого качества при изготовлении первых двух слоев, тогда как третий слой должен быть склеен из белой бумаги хорошего качества.
После того, как дети нанесли 3 слоя бумаги на шарик, его оставляют сушиться примерно на сутки.
Из всех этапов изготовления, первый является и самым трудоемким, не все дети уложились во времени. Несмотря на то, что ребята уже были знакомы с техникой папье-маше, многие не уловили суть действия, просто приклеивая бумажки без какого-либо порядка. Таким образом, несколько болванок нам пришлось доделывать самостоятельно.
Информация о ообразовании:
Профессиограмма учителя
"…от живого, страстного, хотя и несовершенного в своих качествах, - от живого и жизнь идет. Учитель - не ангел с крылышками, и не с херувимчиками имеет он дело. От ангела до ненавистного всем человека в футляре, склеенном из предписаний начальства, - один шаг. Не ангел, не душа в футляре, не о ...
Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития
творческих способностей
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возм ...
Тестовая карта коммуникативной деятельности
Чтобы оценить стиль общения человека с аудиторией, рекомендуем заполнить тестовую карту коммуникативной деятельности, разработанную на основе анкеты А.А. Леонтьева. Для этого необходимо выступить в качестве экспертов четырем-пяти лицам, имеющим опыт общения с аудиторией. Каждый эксперт работает нез ...