План - конспект урока на тему: "Башкирский народный костюм"

Подробно о педагогике » Развитие патриотизма на уроках изобразительного искусства » План - конспект урока на тему: "Башкирский народный костюм"

Страница 1

Тема

: "Башкирский народный костюм".

Цель:Выполнить поисковую работу в цвете,

Задачи:

а)Формирование художественной культуры, где традиции республики Башкортостан представлены как неотъемлемая часть духовной культуры России, возрождение в школьниках чувства национального самосознания, знакомства детей с народным костюмом, познакомить детей с основными элементами башкирского костюма, орнамента.

б)Развить, как умение находить общие черты в костюмах и традициях республики и страны, так и умение выделять особенности, присущие только данной местности, развивать творчество и фантазию, научить их приемам выполнения элементов башкирского орнамента.

в)Воспитать чувство патриотизма, культуру межнационального общения, воспитать интерес к народному искусству башкирского народа.

Оборудование для учащихся:

бумага, акварельные или гуашевые краски, простой карандаш, ластик, кисти, баночка для воды.

Оборудование для учителя:

наглядные пособия, таблицы: иллюстрации с башкирскими костюмами; образец элементов национального орнамента. Словарная работа:

елян, кашмау, чекмень, тюбетейка, кускар, солярный знак, баурсак.

План урока:

1. организационный момент (1-2 мин)

2. объяснение нового материала (8-10 мин)

3. практическая работа (20 мин)

4. подведение итогов урока (2-3 мин)

Ход урока:

1. Организационный момент

Приветствие учащихся.

2. Объяснение нового материала

Башкирия моя! Земля и небо!

Моя любовь, мой соловьиный край,

Мне жаль того, кто здесь ни разу не был.

Мне жаль того, кому не пел курай!

А нам с вами, ребята, повезло, так как мы живем в Башкирии, которую воспевает в своих стихах поэт. Народ, который живет в этом краю, имеет богатое культурное наследие, огромный творческий потенциал. И мы с вами сегодня познакомимся с национальным костюмом башкир. Складывался башкирский костюм, ребята, в течении многих веков. Традиционный костюм – яркий определитель национальной принадлежности человека. Состав одежды, ее покрой, характер декора обычно были обусловлены хозяйственно – бытовым укладом народа, его культурно историческим развитием. Народный костюм – ценнейший памятник народного творчества. В единый художественный ансамбль в народной одежде включалось искусство кроя, узорного ткачества, вышивки, аппликации, обработки кожи и метала.

Костюм людей молодого и среднего возраста отличается у башкир яркостью. Отдавалось предпочтению красному цвету в сочетании с зеленым и желтым, реже использовался синий цвет.

Основу башкирского женского костюма составляет платье – кулмек из домотканой ткани, покрой платья был туникообразным. Когда появились фабричные ткани, платья стали отрезными по талии, использовались оборки, манжеты, отложные воротники. Под платьем носили шаровары тюркского покроя – ыштан. На платье надевался камзол, расшитый монетами. Фартук (алъяпкыс) имел не только хозяйственное значение, а превращался в нарядный элемент костюма, который украшали вышивкой. В качестве верхней одежды башкирки носили легкий темный халат – елян или цветной чекмень, отделанные позументом, вышивкой, монетами. На голове девушки носили головной убор - кашмау. Кашмау представлял собой своеобразную шапочку, которая закрывала лоб девушки и ее косу.

Мужская повседневная одежда башкир состояла из рубахи, штанов с широким шагом, легких халатов и тулупов из

овчины.

Головным убором для башкир служила тюбетейка. Чаще всего были бархатными, черными и нарядно украшались нашитыми мишурными звездочками и блестками, а иногда и серебряным шитьем. Башкирский орнамент включал в себя знаки – обереги, с помощью которых человек стремился оградить себя от злых духов. Такому назначению орнамента соответствовало его расположение на одежде: край одежды, края рукавов, разрезы, подол, вырез, застежки. В башкирском национальном костюме нашли применение самые разнообразные приемы: это узорное ткачество, вышивка, аппликация, ювелирное мастерство, нашивки из кораллов, бисера и серебра, тиснение на коже. При этом ни один узор не повторяется, так как рисунки орнаментов создавались в соответствии со вкусом и фантазией исполнителей, передавались из поколения в поколение, так же использовались шумящие подвески для отпугивания злых духов.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Дополнительные формы организации обучения
Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащимися или группой с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету. При отставании в учебе прежде всего необходимо вскрыть его причины, что и будет определять конкретные фор ...

Описание, организация исследования внимания
Описание экспериментальной группы. В исследовании приняло участие 12 воспитанников МДОУ №53 (Маргарита А., Екатерина Г., Денис Е., Владислав З., Денис К., Татьяна К., Кирилл К., Дмитрий М., Семен М., Роман М., Елизавета П., Егор Х). Группа состояла из 8 мальчиков и 4 девочек, в возрасте 5-6 лет, с ...

Методика использования стихотворений и рифм для усвоения языкового материала
Как показывает опыт, учителя часто пренебрегают стихами и рифмовками на уроках английского языка. А в случае их применения обращаются лишь к традиционным произведениям, что вызывает пренебрежительное отношение учащихся. Или же для многих преподавателей вся работа сводится к "прослушиванию" ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru