Возможности Заволжского микрорайона в ознакомлении дошкольников с изобразительным искусством

Подробно о педагогике » Ознакомление старших дошкольников с живописью » Возможности Заволжского микрорайона в ознакомлении дошкольников с изобразительным искусством

Страница 5

Структура искусствоведческого рассказа:

– сообщение названия картины и фамилию художника;

– о чем написана картина;

– что самое главное в картине (выделить композиционный Центр);

– как оно изображено (цвет, построение, расположение);

– что изображено вокруг главного в произведении и как с ни соединены детали (углубление в содержании картины);

– что красивого показал своим произведением художник;

– о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину.

Затем детям задают вопросы с целью закрепления понимания содержания картины, формирования умения вычленять средства выразительности, используемые художником, а так же активизация творческого воображения и эмоций, возникающих при восприятии изображенного на полотне. Вопросы подробные и конкретные.

В процессе ознакомления детей с живописью, особенно на первых этапах, оправдывает себя прием «вхождения» в картину, воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины событий. «Перенесение» или «подставка», в процессе восприятия искусства в эстетике рассматривается как средство воспитания чувств и эстетических качеств людей. Применение этого приема целесообразно еще и потому, что он тесно связан с игрой, творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание.

Прием рассказ – образец личностного отношения педагога к понравившейся картине используется на первом этапе ознакомления с живописью. Рассказ имеет определенную структуру, содержание его эмоционально окрашено, богато интонациями.

Структура рассказа – образца:

– кто написал картину и как она называется;

– о чем произведение, какими красками написано, какое в нем передано настроение;

– что особенного понравилось, какие возникают чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.

На первоначальном этапе особенно важно анализировать на занятиях разные виды искусства.

На втором этапе рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера. Они строятся с учетом более высокого уровня восприятия картины детьми и их умения анализировать произведения. Вопросы направляют внимание детей на установление и объяснения связи между содержанием и средствами выразительности. Способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы и умозаключения на уровне обобщения.

Используется прием точных установок о выполнении ребенком мыслительных действий в определенном порядке при ответе на вопрос: «Прежде чем ответить на вопрос, о чем картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чем картина».

Точность понимания эстетического характера изображения, идейной направленности произведения во многом зависит от восприятия единства содержания картины и формы его выражения. Решению этой задачи в дошкольном возрасте способствует использование приемов композиционных и колористических вариантов. Суть приемов в том, что педагог наглядно или словесно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроения, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции (определенного порядка в соотношении элементов произведения) или колорита (цветового сочетания) в картине.

На втором этапе ознакомления детей с живописью изменяется и метод формирования личностного отношения детей к живописи. Вместо рассказа – образца используются расчлененные вопросы, конкретные вопросы, активизирующие мыслительную активность ребенка (что, чем, почему).

На третьем этапе в процессе восприятия живописи постепенно вводим прием сравнения. Сравниваются две картины разных художников, одного жанра, но отражающее контрастное настроение (например, «Сыновья» П.П. Оссовского и «Ярмарка» А.А. Пластова); а затем картины одного художника, но разного колористического решения («Март» и «Золотая осень» И.И. Левитана).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Педагогический эксперимент
Испытуемые: в исследовании принимали участие 88 студентов первого курса экономического, психолого-педагогического и физического факультетов Красноярского Государственного Университета. Процедура: до начала анкетирования была составлена анкета. Анкетирование направлено на выявление отношения студент ...

Музейная педагогика, как базовое составляющее современного музея
Выделение "музейной педагогики" в особую отрасль научно-практической деятельности музея - закономерный процесс и актуальная потребность нашего времени. Именно посредством музейной педагогики музеи нашей области, да и страны в целом выходят в настоящее время на качественно новый уровень св ...

Плавание как средство гармоничного развития детей старшего дошкольного возраста
Основная цель обучения плаванию дошкольников заключается в их оздоровлении, закаливании, обеспечении всесторонней физической подготовки. Плавание оказывает благотворное действие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшает терморегуляцию, сон, повышает работоспособность. Плавание разносто ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru