Поиск «психологического жеста» (термин Чехова м. П.). Это выражается в пластике тела обобщенной внутренней эмоции.
Игра с неоформленным материалом. Это провоцирование фантазии, оригинальных ассоциаций.
Рождение художественного образа (образотворство). Это – например, воплощение линий образ персонажа, наделение ее признаками живого существа, его характером, пластикой, эмоциями.
Создание собственной художественной работы. Это шедевры детской живописи, графики, скульптуры.
При использовании эстетической игры следует выполнять правила, без которых ее эффективность значительно снижается:
– правило взаимодействия видов искусства и художественной деятельности детей;
– правило соизмерения содержания с характером эмоций;
– правило анализа учебного материала;
– правило следования возрастным особенностям;
– правило «метафоры» (перенесение чувственного опыта и знаний ребенка на звук и цвет, линию или форму);
– правило одушевления неживого;
– правило «возвращения», т.е. использование произведений искусства разных стилей, эпох.
Кроме эстетической игры применяются интегрированных занятиях разнообразные игровые приемы:
– создание игровых ситуаций в период подготовки к занятию или в его начале, чтобы дети самостоятельно ставили перед собой изобразительную задачу;
– объяснение требований в игровой форме;
– показ способов изображения в игровой ситуации с привлечение детей;
– стимулирование игровыми приемами детской творческой активности;
– упражнения в разнообразных способах изображения через игровое настроение, с целью – «увести» детей от шаблонов, направить их поиск на новые техники;
– обучение игровому анализу продуктивных работ (пониманию того, что успешность игрового применения зависит от их качества, а качество изображения – от соблюдения тех требований, которые предъявлялись в начале занятия);
– обыгрывание собственных художественных работ (рисунков, лепки, аппликации);
– организация самостоятельной художественной деятельности (оформление сюжетно – ролевых игр, подготовка театральных афиш и т.п.).
Для развития творчества каждого ребенка используются следующие формы игры:
Игра в мифы, легенды, былины;
Игра в этические сказки (с элементами изображения);
Игра – общение. Игра – эмпатия.
Игра – восприятие личности;
Игра в мужественность (женственность);
Игра – пантомима;
Игра в идеальные отношения;
Игра – риторика;
«Сердечные» игры (по «восприятию сердца» – по литературным произведениям);
Игровая психогимнастика;
Парадоксальные игры;
Игра с элементами изодеятельности;
Игра – конкурс на звание мастера пейзажа (натюрморта, портрета…);
Игра – эстетического созерцания;
Игра в картины (оживление);
Игра в фотографировании;
Игра – клуб «Юных художников»;
Графические игры;
Искусствоведческие игры;
Игры с использованием предметов – продуктов детской художественной деятельности.
Используется, так же, традиционная форма организации детей: занятия – беседы.
Учитывая, что процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с искусством можно условно разделить на три этапа (первый – эмоциональное целостное восприятие, детальное всматривание в содержание картины; второй – осмысление на уровне обобщений; третий – творческое целостное восприятие произведения), то и ознакомление с живописью строиться по принципу усложнения содержания воспринимаемых произведений, средств выразительности, а так же методов работы с детьми. Методы ознакомления детей с искусством усложняются поэтапно – от методов, позволяющих научить вычленять единичное в картине (что и как изображено), к методам способствующим целостному и творческому восприятию произведения. Основным приемом ознакомления детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством на первом этапе является искусствоведческий рассказ педагога. Это выбор обусловлен содержанием и построением произведения, в котором отражении в логической взаимосвязи его элементы.
Информация о ообразовании:
Анализ данных экспертного опроса группы экспертов среднего образования:
кафедры и школы
График 2. Экспертные оценки специалистов среднеобразовательных учреждений Блоки профессиональной компетентности 1. Интегративные характеристики личности 4. Возрастные особенности детей 2. Общетеоретическая и практическая подготовка 5. Педагогический самоанализ 3а. Целеполагание 6. Иноязычное общени ...
Развитие пространственных представлений учащихся в курсе
математики начальной школы
пространственный младший школьник математика Пространственные представления и пространственное воображение ребенка являются предпосылками для формирования его пространственного мышления и обеспечиваются различными психическими процессами, такими как восприятие (первоосновой которого являются ощущен ...
Особенности внимания детей дошкольного возраста с ОНР
Левина Р. Е считала, что одной из причин возникновения общего недоразвития речи является нарушение внимания. Недостатки внимания отрицательно сказываются на процессах восприятия. Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показат ...