Закономерности усвоения учебного материала

Страница 3

В каждом из выделенных уровней присутствует подуровень, характеризующий деятельность учащихся как творческую: это самостоятельное конструирование текста, распознавание в незнакомой ситуации, решение задач, требующих перестройки связей.

При проверке знаний учащихся необходимо учитывать качества знаний. Данные качества выделяют в своей работе М.Н. Скаткин, и В.В. Краевский. К ним относятся: полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность и обобщенность, свернутость и развернутость, систематичность, системность, осознанность и прочность.

Полнота знаний ученика определяется количеством всех знаний об изучаемом объекте, предусмотренных программой.

Глубину знаний характеризуют число осознанных существенных связей данного знания с другими, с ним соотносящимися.

Следует отметить, что полнота не совпадает с глубиной, т.к. полнота допускает изолированность знаний друг от друга. Глубина предполагает осознание существенных связей. Чем существеннее эти связи, чем больше они отражают сущность явлений более высокого порядка, тем больше глубина знаний. Связи могут быть прямыми и опосредованными. Чем опосредованнее связь, тем она менее доступна учащимся для понимания и требует помощи со стороны учителя в ее раскрытии.

На каждом этапе обучения одни и те же или разные явления изучаются с различной глубиной их раскрытия.

Оперативность знаний предусматривает готовность и умения ученика применять их в сходных и вариативных ситуациях. Чем больше типов ситуаций, в которых ученик может знания применить, и чем совершеннее это применение, тем точнее, четче проявляется оперативность знаний.

Чтобы обучать школьников применению знаний, надо понимать неоднозначность этого понятия. Здесь возможно несколько вариантов. Первый вариант – знания применяются непосредственно, что имеет место, если это знание о точном порядке действия.

Второй вариант применения связан с конкретными знаниями правил, предписаний, дающих лишь ориентиры для определения действий и их последовательности. Так, схема рассказа о законе или алгоритм способа построения доказательств предполагает, что отбор операций для каждого пункта плана или шага поиска аргументов ученик осуществляет сам в зависимости от каждого конкретного случая.

Третий вариант применения знания относится к обобщенным знаниям, служащим ориентиром в определении области поиска конкретных знаний и способов деятельности, пригодных для данной ситуации.

Всем трем вариантам применения знаний надо учить школьников. Для этого необходимо, чтобы учащиеся овладели совокупностью конкретных и обобщенных умений, навыками практической и интеллектуальной деятельности.

В каждом учебном предмете есть свой набор конкретных способов деятельности, предусмотренных в одних случаях программами, в других – заданиями в учебнике. Но за этими конкретными способами деятельности кроются умения обобщенного характера – межпредметные, предметно-обобщенные, которые, в сою очередь, подразделяются на практические и интеллектуальные.

К числу межпредметных умений относятся анализ, синтез, обобщение, классификация, составление плана, опознание, сравнение, выделение существенного и т.д. Все они взаимосвязаны, одни предполагают другие.

К числу межпредметных способов деятельности следует отнести и навыки поисковой деятельности: соотнесение данных в условии задачи между собой и с вопросом; соотнесение найденного ответа с вопросом задачи; доказывание каждого суждения и операции; проверка полноты и достаточности доказательств; проверка полноты и достаточности решения.

Гибкость знаний появляется в быстроте нахождения способов применения его в различных ситуациях. Чем более вариативны ситуации, тем быстрее ученик находит способ применения знаний, тем более гибки его знания. Показателем гибкости следует так же считать способность предложить несколько способов применения знаний для одной и той же ситуации. Необходимо четко различать гибкость и оперативность. Оперативность характеризует точное знание способов применения для определенных случаев и умение их использовать. Гибкость предполагает умение извлечь из памяти в нужный момент способ деятельности, создать новый способ, составить новый способ из известных. Таким образом, гибкость всегда проявляется в оперативности, но оперативность не всегда говорит о гибкости знаний.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников начальной школы
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 7 (6) лет. Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка. Изменение внешней пози ...

Как укрепить свою убежденность в необходимости учиться
Пока учеба доставляет вам удовольствие, проблемы не существуют! Но с наступлением темной полосы вы, не имея твердой убежденности, можете пойти по самому легкому пути – сдаться и махнуть на все рукой. Приведенные ниже рекомендации помогут вам найти подходящие для вас основания для продолжения обучен ...

Определение эффективности формирующего воздействия
Для определения эффективности формирующего воздействия необходимо также провести и количественное соотношение результатов. По результатам констатирующего эксперимента развитие коммуникативных способностей детей экспериментальной группы было следующим: на среднем уровне – 3 детей (60%), ниже среднег ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru