Уровень 4 (творческий). Самый сложный уровень продуктивной деятельности. Учащийся сам ставит перед собой цель задачи и осуществляет поиск решения. Подобные решения имеют творческий характер и осуществляются без заранее заданных норм действий и правил.
При обучении необходимо предоставлять учащимся возможность для усвоения знаний и умений, а также определить необходимый уровень усвоения. Например, изучение большинства учебных предметов требуют второго уровня усвоения – учащиеся должны самостоятельно решать типовые задачи, воспроизводя по памяти возможные алгоритмы действий. Заданная таким образом цель описана диагностично. Для контроля достижений этой цели разрабатываются различные методики выявления уровня усвоения, по которой проводят измерения и оценивают уровень.
В.И Загвязинский дает следующее определение: «достоверный результат познания действительности, адекватное отражение качеств и свойств объекта в сознании человека».
Выделяют несколько видов знаний, различающихся по своим функциям, можно выделить: основные понятия и термины, факты, законы науки, теории, знания о способах деятельности, методологические знания, оценочные знания.
Термины и понятия служат для обозначения, какого либо вида объектов или совокупности знаний. Это сам язык, в котором воплощаются знания и с помощью которого оформляется мысль.
Знания о фактах является базой, основой всех других знаний, так как они отражают действительность. Без знания фактов невозможно осознание законов, теорий, то есть отражение действительных связей между фактами.
Законы отражают существенные связи ограниченной совокупности фактов, знание их лишает изолированность фактов.
Теории охватывают значительную совокупность фактов, вносят системность, позволяют поводить под общее понятие соответствующие явления.
Методологические знания включают знания о путях, процессе познания, о методах науки, о различных способах деятельности, преобразующих действительность.
Оценочные знания характеризуют нормы отношения к тем или иным объектам, значение их в той или иной совокупности или системе объектов. Теперь перейдем к этапам усвоения знаний.
Авторы: Скаткин М.Н. и В.В. Краевский в своей монографии выделяют три уровня усвоения знаний. 1-уровень – это воспроизведение текста, сообщения об объекте или способе деятельности с ним. При этом воспроизведение может быть двух уровней. Первый уровень заключается в воспроизведении текста по образцу, второй – воспроизведение текста с переконструированием его по нескольким источникам. В этом случае происходит в основном речевая деятельность.
2-уровень – распознавание объектов разного уровня сложности. Это уже уровень применения знаний. Он характеризуется деятельностью сравнения, классификации и распознавания. Здесь также выделяются два подуровня: распознавание по образцу и распознавание в условиях незнакомой ситуации и подведение ее под известные понятия.
3-уровень – применения знаний для решения трехкомпонентных задач (1 состояние – процесс – 2 состояние). Здесь авторы выделяют три подуровня: по образцу, с поиском новых связей между понятиями, подстройка системы понятий новыми понятиями.
Видов деятельности, которые выполняют учащиеся при решении задач, согласно этим уровням пять. Первый вид деятельности, с которым учащийся имеет дело – распознавание образов для классификации известных и неизвестных данных, подведение их под уже изученные понятия. Второй вид деятельности – это поиск необходимой информации в памяти. Третий вид деятельности – перекодирование информации, если это необходимо. Четвертый вид – решение, структура его полностью определяется конкретным предметным содержанием. Пятый вид деятельности – формирование понятий для случая, когда необходима достройка системы новыми понятиями.
Информация о ообразовании:
Проблемы профессионального становления учителя
учитель педагогический профессиональный общение Как мы уже отмечали, ни теория, ни метод сами по себе не могут обеспечить успех учебно-воспитательного процесса. Главная фигура в этом процессе — педагог, учитель. Личность учителя, его подготовка и мастерство решают успех дела. Педагогическая деятель ...
Урок–практикум
Математический материал, изучаемый в V - VI классах, дает большой простор для составления задач, отражающих вопросы экономии и бережливости. Такие задачи не только способствуют закреплению навыков работы с натуральными и дробными числами, процентами, но и знакомят с экономической жизнью города, уча ...
Город как школа
Среди новых педагогических течений второй половины XX в. можно отметить проект «Город как школа», который появился в 1972 г. в Нью-Йорке. Он задуман для старшеклассников, не сумевших получить сертификат об образовании, не успевающих в учебе по самым разным причинам — психологическим, физиологически ...