Особенностями физического образования и воспитания занимались Т.И. Осокина (1986), С.М. Мартынов (1991), Л.Д. Глазырина (2000) и др. Они отмечают, что в дошкольных учреждениях сегодня много говорится о значении физической культуры в жизни дошкольников, т.к. в самой физиологии ребенка заложена потребность в движении.
Исследования Н.А. Агаджанян, Н.Е. Шабатура (1989) свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают "двигательный дефицит", то есть количество движений, производимых или в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора и т.д.). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье и гармонические развитие зависят от двигательной деятельности.
Иохансон Мали (1989) приходит к выводу, что увеличение физической нагрузки достигается не только удлинением продолжительности занятий, но и количеством повторений и ритмов каждого упражнения. По его мнению, чтобы предупредить утомление, нужно чаще менять исходные положения (сидя, стоя, лежа) и движения, а также чередовать их с отдыхом. В хорошую погоду физкультурные занятия лучше проводить на воздухе, так как это приводит и к закаливающему эффекту. Прекрасное средство закаливания, кроме того, прогулки, особенно если на свежем воздухе обеспечивается достаточная двигательная активность ребенка. Автор рекомендует при прогулке летом для развития и совершенствования ходьбы и прыжка нужно использовать пересеченную местность – небольшие кочки, неровности, канавки, а также узкие дорожки, бревна, пеньки для развития равновесия и лазания. Нужно приучать детей играть на специальных площадках около жилых домов, где обычно имеются различные приспособления для развития лазания, равновесия, ловкости и бега.
Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Двигательной активностью ребенка следует управлять, создавая мотивацию к движениям. Это не только прогулки за пределами дошкольного учреждения, но и соревнования "Кто быстрей?", "Кто сильней?", "Кто больше?", "Кто точней?". Ребенок по своей природе готов постоянно двигаться, в движении он познает мир. Задача родителей и, конечно, воспитателей-методистов – исподволь прививать любовь к активности, всячески ее поощрять, добиваться высокой культуры движений, т.е. координации, скорости, силы, выносливости.
В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Условно говоря, это то количество движений, которое необходимо для нормального развития малыша. Естественно, в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребенок, тем больше число движений он должен совершать для нормального развития. Интенсивность и продолжительность нагрузок должна быть такой, чтобы у ребенка не возникали признаки переутомления, чтобы он не терял интерес к этому виду деятельности, все движения выполнял с желанием, без предупреждения.
Информация о ообразовании:
Социальные аспекты информационных технологий
Важность изучения социальных аспектов ИКТ начала осознаваться в научном сообществе еще в начале 80-х годов XX–го века, когда на повестку дня дальнейшего развития общества выдвинулась проблема его информатизации. Эта проблема активно обсуждалась тогда не только учеными, но также государственными и о ...
Характеристика речи детей с нарушением интеллекта
Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы. Между тем у школьников с нарушением интеллекта отмечается органическое поражение коры головного мозга, что приводит к возникновению разнообразных речевых расстройств ...
Образование и ценности
Что такое ценности? Существует два основных понятия: 1) все то, что имеет значимый характер – все результаты и продукты духовной деятельности; 2) духовные образования – идеология, цели, представления о должном, прекрасном и истинном. В современной культуре также существует понятие приоритетных, общ ...