Диалоговый подход к рассмотрению понятий "межкультурное образование и "лингвосоциокультурная грамотность" основывается на идеях открытости, диалога культур, культурного плюрализма. Эволюция рассматриваемых понятий опирается на ряд традиций отечественной и зарубежной культурологии, философии, психологии и педагогики. Не претендуя на полное, детальное отражение истории их становления, все же считаем необходимым отметить многообразие подходов по их применению в обучении.
В рамках культурологии и философии сосуществуют несколько школ, постулирующих плюралистическое, мультиплицитное видение культурного пространства и, соответственно, возможность его постижения путем сравнительного анализа, проводимого "на стыке" культур и цивилизаций. Это и антропологическая школа (Э.Тэйлор, А.Ланг, Дж.Фрейзер, Н.Ф. Сумцов, А.И.Кирпичников, А.Н.Веселовский), и символическая школа (Ф.де Соссюр, Э.Кассирер и К.Леви-Строс), постмодернизм и некоторые другие течения. Наиболее современным из них является мультикультурализм — интеллектуальное движение и стратегия в культурной и образовательной политике развитых индустриальных стран, предполагающая уважение к культуре национальных меньшинств, предоставление равных условий для развития доминирующей и недоминирующих культур. Мультикультурализм призывает к сохранению и развитию культурной самобытности национальных меньшинств и малых этносов, исследованию малых культур, публикации книг на родных языках и диалектах. В рамках этой культурно-образовательной политики поощряются межнациональные контакты, воспитывается уважение к ценностям чужой культуры. Целью построения образования в рамках мультикультурной философской модели является сохранение и рост культурного разнообразия и культурного плюрализма.
Оценка мультикультурализма философами и культурологами неоднозначна - его рассматривают и как раздел философии, занимающийся эпистемологией (Дж.Серл), и как отрасль либеральной политической теории (Ч.Тайлор, Р.Рор-ти). Более перспективной представляется позиция, выводящая мультикультурализм за границы эпистемологии и политической теории и включающая его в более широкий культурный контекст. Рассмотренный таким образом, мультикультурализм расширяет традиционные цели культуры и наряду с прочим включается, как уже было отмечено ранее, в контекст образовательной политики. Подобное видение мультикультурализма разделяют, в частности, М.Маруяма, Э.Санковски, Л.А. Коробейникова.
Современная культурология выдвигает тезис о приоритете культуры как ценностного императива современной гуманитарной науки: "культура стала основой научного мышления и вседневного бытия в их взаимоопределении . В фундаментальной ориентации современного разума и мир, и наука, и человек понимаются . в сфере уникальных произведений культуры". Культурология оспаривает статус глобальной, всеобъемлющей «общенаучной дисциплины в системе гуманитарного знания, имеющей самое широкое, можно сказать, безграничное исследовательское поле. Обладая междисциплинарным статусом, она все более претендует на роль "метазнания", так как стремится к изучению универсальных смысловых структур и преодолевает возникающие междисциплинарные барьеры и методологические ограничения». Даже рассматривая данный тезис как спорный, невозможно не признать факт взаимопроникновения культурологии и других гуманитарных дисциплин, в частности педагогики. Современные дидакты постулируют необходимость насыщения "всего образовательного процесса разнообразными элементами культуры" — так называемую "культуроемкость" образования. Культура признается как "реальный методологический регулятив педагогического знания и ценностный императив педагогического действия". В современной педагогической науке высказывается мысль о необходимости "изменения содержания и смысла самой идеи образования в контексте идеи культуры".
Есть основания для утверждения, что существующие образовательные системы могут рассматриваться с позиций любой из современных философских теорий культуры. На наш взгляд, одной из теорий с наибольшим потенциалом практического применения, на базе которой возможно конструктивное развитие педагогики высшей школы, является концепция диалога культур. Разрабатываемая в рамках мультикультурализма, она, прежде всего, характерна для российской педагогической традиции.
Философско-методологической основой данного подхода является такое понимание диалога, когда все мировоззренческие системы не отвергаются, а сосуществуют и взаимодействуют. "И в теоретическом, и в художественном мышлении формируется новая всеобщая ориентация разума на идею взаимопонимания, общения через эпохи, общения с эпохами". Гуманизм такого взаимодействия заключается в том, что каждый субъект культуры должен пережить неполноту бытия перед бесконечным разнообразием всей мировой культуры. В таких условиях единственно разумной и вместе с тем нравственной дорогой подлинного объединения различных культур может быть признан только диалог между ними.
Информация о ообразовании:
Система работы по развитию слухового восприятия речи
Педагогическая система по развитию слухового восприятия является частью специальной педагогической науки – сурдопедагогики, которая разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, средства обучения и воспитания людей различного возраста с проблемами нарушения слуха. В основу педагогической си ...
Рисование красками как вид художественно-творческой деятельности
Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне. Рисование - более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация. Рисование красками, ...
Формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей
Существуют различные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: 1. Возвращение детей в семью к биологическим родителям и к родственникам. Это возможно, когда родители осознали, насколько семья важна для ребёнка; когда родители имеют необходимую материально финансовую базу и в том с ...