В ходе индивидуальной работы с подростками, находящимися в группе риска, мы составляли план индивидуальной коррекции, где указывали:
1) что следует устранить;
2) каким образом устранить;
3) меры контроля оценки;
4) на какие позитивные начала можно опереться в работе.
Эта работа проводилась поэтапно и последовательно.
Программы по социальной реабилитации, безусловно, могут варьироваться в зависимости от контингента учащихся. Программа для подростков с низким интеллектом делает основной акцент на повторение правильных поведенческих реакций и в меньшей степени акцентирует внимание на сложных социальных вопросах. В случаях, если уровень интеллектуального развития подростков достаточно высок, программа ориентирует их на активное участие в дискуссии.
По своей структуре программы делятся на несколько элементов. Наиболее часто встречающимися элементами программы социальной адаптации подростков являются:
1) моделирование (то, к чему мы прибегли в случаях разрешения предложенных ситуаций);
2) закрепление правильного поведения (через упражнения);
3) обратная связь;
4) позитивная коррекция;
5) подкрепление;
6) обобщение.
В психолого-педагогической литературе нами выявлены различные классификации, в основу которых положены типологии девиантных подростков. В ходе эксперимента нами были разработаны и внедрены три типологические программы для подростков, что существенно поможет учителям в практической деятельности.
Типологические программы с признаком целевой ориентации.
Программа №1
I тип – социально-пассивный.
Этот тип характеризуется подавленностью настроения, пессимизмом, заниженной самооценкой, отставанием в учебе, неуверенностью в собственные силы, «выпадением» из коллектива. Причиной является результаты его деятельности. Отставание может возникнуть из-за пропуска, из-за того, что подросток отвлекается на уроке. Эти обстоятельства могут дополняться другими причинами: болезнью, плохим настроением из-за конфликтов в семье и т.д. Для данного типа рекомендуются педагогические меры профилактики и доброжелательный эмоциональный фон. Для этого необходимо выяснить: какая атмосфера царит в семье; замечают ли родители изменения, происходящие в ребенке. Необходимо расположить подростка к себе, посоветоваться с психологом, попытаться вовлечь подростка в жизнедеятельность.
Программа №2
II тип – агрессивный.
Характеризуется унижением и ущемлением младших и слабых, неумением «тормозить» свое поведение, равнодушием к окружающим, эгоизмом, насильственными правонарушениями.
Причиной такого поведения является: жестокое обращение с подростком в семье, подавление его воли, эмоциональная уязвимость, избалованность.
В работе с данным типом следует выяснить причины жестокости в поступках трудного подростка. Всесторонне изучить самого подростка, выявить его увлечение, интересы, аргументировано убедить подростка в том, что жестокость влияет на психику человека, развивает садистские потребности.
Программа № 3
III тип – корыстной ориентации.
Характеризуется следующим: склонность к кражам, мошенничеству, вымогательству, грабежам, разбою. Причиной такого поведения является: вседозволенность, удовлетворение неуместных потребностей; или другая крайность, когда семья бедна, отсутствия возможностей для трудного подростка жить «как все».
Таким подростков необходимо: ограничить в их прихотях, денежных средствах, разъяснять о пагубности соблазна, необходимо использовать стремление такого подростка к трудовой деятельности.
Особо важным в ходе формирующегося эксперимента являлось наблюдение за социальной ситуацией развития подростков, изменения их статуса в классном коллективе с учетом внедрения нашей системы профилактики, выявления причин, приведших подростков к трудному поведению. Доказательством успешного функционирования нашей модели является изменившийся уровень самооценки учащихся, часть самооценки стала адекватной.
При изучении трудных подростков главное внимание в нашей работе было направлено на особенности их общения, положения в коллективе, направленности интересов и, что особенно важно, на особенности поведения. С этой целью нами разработана программа (примерная для изучения мотивов и установок поведения подростков, подверженных бродяжничеству). Предполагаемая программа содержит 8 разделов. При разработке программы использованы методические рекомендации.
Состояние здоровья и развитие учащихся.
Информация о ообразовании:
Типовой учебный план
Типовой учебный план – это документ, предназначенный для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровня подготовки выпускных учебных заведений средне специального образования. Он определяет общий перечень дисциплин, и обязательные объемы времени для их реализации, виды и миним ...
План урока
Предмет: Материаловедение и электрорадиоматериалы Группа 636 Тема: Классификация и основные свойства а) обучающая: Познакомить учащихся с понятиями и основными свойствами проводниковых материалов, рассказать о их предназначений б) развивающая: Развить интерес к материаловедению и электрорадиоматери ...
Базовые технологические
единицы
Возможность искусственным образом развернуть ту или иную человеческую практику внутри образовательного модуля состоит в том, чтобы развернуть все пространство этой практики. Разворачивание организационно-управленческой практики предполагает освоение и присвоение проектно-управленческой позиции стар ...