II. Сведения, полученные от родителей о жизни трудных учащихся.
III. Психолого-педагогическая атмосфера.
IV. Данные непосредственного наблюдения. Особенности поведения; отношение к товарищам и взрослым; отношение к учебе; наличие конфликтов со сверстниками и их характер; участие в общественной деятельности; на воскресниках, на стройках, в трудовых бригадах.
V. Положение подростка в классном коллективе.
Какую роль стремится играть в коллективе. С кем из членов коллектива наиболее близок, причины близости. Каково общее положение подростка в классном коллективе (лидер, предпочитаемый, отвергаемый)
VI. Анализ индивидуальных бесед и сочинений: отношение учащихся к собственным достоинствам и недостаткам; доминирующие интересы в жизни подростка, удовлетворенность свои положением группе и взаимоотношениями с товарищами по группе.
VII. Особенности сферы свободного общения подростка. Сколько времени уделяется «уличному» общению в течении недели. Содержание общения в уличных группах (разговоры, курение, выпивка, игра на гитаре, азартные игры и т.д.)
VIII. Анализ экспериментальных результатов.
На основе этих материалов составлялась пробная характеристика учащегося, отражающая не только его особенности в данный момент, но и изменения, происходящие в формировании его личности в течение ряда лет.
Для родителей предлагалась разработанная нами памятка.
Памятка родителям.
Практикуйте демократический стиль воспитания, – это поможет установлению контактов.
Уважайте вашего ребенка, его личное достоинство.
Хорошо взвешивайте мнение ребенка, умейте слушать и слышать его.
Признавайте свои ошибки перед детьми.
Воспринимайте его как равноправного члена семьи.
Незаметно изучайте своего ребенка.
Попытайтесь видеть себя глазами подростка.
Ведущим принципом в общении с ребенком является сотрудничество.
Наберитесь терпения к поступкам своего ребенка.
Чаще прибегайте к похвале, закрепляя в нем положительные успехи.
Поддерживайте подростка в трудную минуту.
Считаем, что работа с родителями подростков по формированию и совершенствованию их психолого-педагогической культуры как в учебно-воспитательном учреждении, так и в центрах психолого-педагогической помощи семье может включать следующие направления работы: индивидуальную работу с родителями в форме «курирования случая» и групповую работу с родителями в форме родительских семинаров и руководства родительскими группами. Кратко остановимся на них.
Такая форма работы с родителями, как «курация случая», на практике представляет собой индивидуальное консультирование родителей, которое предполагает диагностику психического и личностного развития подростка, анализ семейной ситуации, условий воспитания ребенка, а также не основании полученного психологического заключения - информирование и разъяснение родителям об особенностях подростка. Это психокоррекционная работа по изменению родительского отношения; рекомендации по психологически и педагогически правильной, грамотной организации занятий с подростком; психокоррекционная работа по нормализации общения с ним, приспособления родителей к его особенностям. В целом, это такая индивидуальная работа с родителями, которая предполагая систематический контроль психолога, социального педагога за ходом дальнейшего развития ребенка, успешностью реализации данных родителем рекомендаций и психокоррекционной работе с ними, помощь в разрешении вновь возникающих педагогических ситуаций.
Таким образом, речь идет о формировании и совершенствовании родительской культуры в ходе индивидуальной работы с ними. Но на практике зарекомендовали себя и групповые формы с родителями. Одной из них является родительский семинар. Основная задача психокоррекции семейного воспитания и развития детей в семье состоит в расширении знаний родителей о психологии воспитания, психологических законах развития подростка. Вместе с тем на семинарах не только повышается информированность, но и начинает происходить главное - изменение отношений родителей к самому процессу воспитания. Главной «мишенью» формирования родительской культуры становится самосознание родителей, система некритично усвоенных стереотипов воспитания, а также реальные формы взаимоотношений со всеми членами семьи, которые нередко вносятся в общение с подростком и могут нарушать его. На семинаре родители вовлекаются в обсуждение и, главное, в осмысление своих семейных проблем, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе групповых дискуссий вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов. Поэтому родительский семинар может состоять из нескольких приемов:
Информация о ообразовании:
Функции семинара
Основной и ведущей функцией семинара является функция познавательная. Если занятие хорошо подготовлено, в процессе обсуждения на семинаре конкретных проблем вырисовываются новые аспекты, углубляется обоснование, выдвигаются положения, не привлекшие ранее внимания студентов. Даже само углубление зна ...
Стратегическая программа развития системы воспитания в Красноярском крае
В настоящее время в Красноярском крае принята стратегическая программа развития системы воспитания, которая предполагает разработку эффективных механизмов практики воспитания в расчете на ее системные изменения. Она предполагает выделение приоритетов на каждом шаге развития системы воспитания, непр ...
Основы коррекционной работы с аутичными детьми
Ранний детский аутизм относят к особой форме патологии, при которой нарушен механизм эмоционально-поведенческой адаптации. В отечественной психологии разработаны основные направления коррекции эмоциональных расстройств у детей и, прежде всего, у детей с аутизмом на основе уровневого подхода (К.С Ле ...