Особенности работы социального педагога с родителями по преодолению бродяжничества в среде подростков

Подробно о педагогике » Работа социального педагога по профилактике бродяжничества среди детей и подростков » Особенности работы социального педагога с родителями по преодолению бродяжничества в среде подростков

Страница 4

Основные задачи констатирующего этапа эксперимента заключались в следующем:

1. Провести диагностику уровня сформированности педагогической культуры родителей и уровня развития психических и личностных особенностей ребенка.

2. На основе полученных данных выработать направления коррекционно-формирующей работы по развитию и совершенствованию родительской педагогической культуры с ориентацией родителей на процесс самодиагностики и самоанализа собственного поведения и отношения с подростком.

Диагностическому этапу предшествовала первичная диагностика, основной целью которой являлось установление контакта с родителями и диагностическая ориентировка, позволяющая задать направление дальнейшей диагностической деятельности на последующем этапе констатирующего эксперимента. В процессе первой встречи были четко обозначены цели и пути дальнейшего взаимодействия с родителями по диагностике и развитию их педагогической культуры, коррекции родительского отношения и общения с подростком. Были собраны соответствующие анкетные данные, отражающие «семейный портрет» - состав и структура семьи, занятость родителей (родителя), влияние на процесс воспитания подростка других членов семьи, родственников, их основные жалобы, связанные с процессом воспитания и развития подростка.

В ходе диагностической работы с родителями были обнаружены различные личностные проблемы родителей, имеющие глубинный характер и требующие длительной терапевтической работы с самими родителями по коррекции их индивидуально-личностных проблем. Однако, комплексная оценка и коррекция характерологических, психофизиологических свойств родителей, особенностей их когнитивной сферы выходили за рамки нашего исследования. Поэтому в своей работе были использованы лишь те методы и соответствующие им методики, которые позволяли оценить уровень сформированности того или иного компонента психолого-педагогической культуры родителей.

Одной из важнейших характерологических черт личности родителя является степень волевого саморегулирования и самоконтроля. Этому параметру педагогической культуры родителей нами уделялось особое значение, что связано с сильной детерминацией волевых качеств личности родителей и особенностями взаимодействия с ребенком, возможностью или невозможностью корректировать свое поведение, повышать уровень своей родительской культуры. Степень волевого саморегулирования и самоконтроля родителей определялась нами прежде всего, исходя из диагностической беседы с родителями, из анализа наблюдений исследователя за процессом взаимодействия родителей с ребенком, а также по результатам тестирования родителей по опроснику ВСК – «Диагностике волевого самоконтроля», разработанного А.Г.Зверковым и Е.В.Эйдманом. Данная методика направлена на выявление обобщенной оценки индивидуального уровня развития волевой регуляции, под которой понимается (в самом общем виде) мера овладения собственным поведением в различных ситуациях - способность родителей сознательно управлять собственными действиями, состояниями, побуждениями в процессе общения с ребенком.

Основная цель формирующего этапа эксперимента выражается в следующем: согласно диагностической информации, полученной на первом этапе эксперимента, провести индивидуальную и групповую информационно-консультативную работу по формированию психолого-педагогической культуры родителей. Ее реализация осуществлялась в следующих направлениях:

- В течение полугодия с родителями проводились занятия-семинары с периодичностью один раз в неделю. Их целью явилось расширение знаний родителей о психологии семейных отношений, психологии и педагогике воспитания, психологических законах развития ребенка. Тематика этих занятий отражала самые различные аспекты воспитания и развития ребенка в семье. Было выяснено, что многие родители (около 82%) испытывают потребность в психологических и педагогических знаниях, желании обсудить имеющиеся в семейном воспитании проблемы, услышать точку зрения социального педагога и по волнующим родителей вопросам.

Структура разработанных нами занятий-семинаров заключалась в том, что основой для дискуссионного обсуждения той или иной проблематики служила лекция-беседа, проводимая нами или психологом-экспериментатором. Темы ее возникали в ходе консультативной работы с родителями, в беседах с учителями. Суммируя наиболее актуальные проблемы, нами выносились на обсуждение следующие вопросы:

1. Закономерности психического развития детей. Кризис подросткового возраста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Условия восприятия текста
Связывание различных элементов текста в целое при его восприятии происходит в результате последовательного перемещения внимания реципиента от одного относительно законченного элемента к другому. В ходе восприятия текста читатель заменяет смысловые элементы текста на эквивалентные элементы собственн ...

Теория обучения и преподавание в вузе
1. Понятие теории обучения в психологии. Развивающее обучение Теория обучения — это раздел педагогической психологии, теоретически и экспериментально изучающий психологические условия эффективности взаимодействия учителя (преподавате­ля) и учащегося (студента). Теория обучения не тождественна рассм ...

Особенности работы социального педагога с родителями по преодолению бродяжничества в среде подростков
В ходе индивидуальной работы с подростками, находящимися в группе риска, мы составляли план индивидуальной коррекции, где указывали: 1) что следует устранить; 2) каким образом устранить; 3) меры контроля оценки; 4) на какие позитивные начала можно опереться в работе. Эта работа проводилась поэтапно ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru