Без наглядности ребенок не сможет быстро познать окружения и дойти до конкретных выводов. В начальный период учебы деть не нуждаются в выводах, доказательствах, логической последовательности; им нужны определенные обиды - все то, которое возбуждает внимание и конкретизирует определенные понятия.
К.Д. Ушинский также предоставлял огромного значения принципа наглядности; он призывал сочетать применение наглядных пособий по развитию вещания и мышления, а развитость образного вещания ставил в зависимость от использования своеобразного показа наглядно. О наглядной учебе К. Д. Ушинский писал, что " .это такая учеба, которая строится не на абстрактных представлениях и словах, а на конкретных обидах, непосредственно воспринятых человеком . Этот ход учебы, от конкретного к абстрактному, от представления к мысли, такой естественный и основывается на таких ясных психических законах, что отрицать его потребность может только тот, кто вообще отрицает потребность учитывать в учебе по требованию человеческой природы вообще и детской в частности". И дальше: " Детская природа выразительно требует наглядность. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и она вас не поймет, вы объясняете тому же ребенку сложную картину и она вас понимает быстро. Попробуйте об одном и том же событии рассказать двум детям, одинаково способным, : одной за рисунками, второй без рисунков, - и вы оцените тогда все значение рисунков для ребенка" .
При наглядном обучении учитель, так сказать, присутствующий при самом процессе формирования языка у детей и может направлять этот процесс. При этом основную дидактичную функцию несет определено наглядное пособие: он «исправляет» неправильный эпитет, упорядочивает нестройную фразу, указывает пропуск какой-либо части; одно слово, выполняет на деле легко то, что учителю на словах выполнить чрезвычайно трудно.
К.Д. Ушинский утверждал, что наглядную учебу надо проводить до тех пор, пока у учеников произведется достаточный навык сознательного, правильного и быстрого чтения, а потом переходить к объяснительному чтению, безусловно, с максимальным использованием наглядности.
За такими принципом построенный учебник для чтения "Родное слово", который состоит из трех книг в соответствии с годами учеба. Первый год включает азбуку и первую после азбуки книгу для чтения. С гласными звуками и буквами дети знакомятся синтетически, с согласными - аналитически, выделяя их из удачно подобранных слов. Начальное обучение проводилась на рукописном шрифте, а позже организовывалось на двух шрифтах одновременно. В книге много сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок, взятых из народной жизни; они отбивают народные взгляды. Кроме этого, есть много рисунков, которые развивают у детей наблюдательность, содействуют развитию умственной активности школьника и культуры его мышления и вещания. Но в условиях тогдашней действительности не было возможности широко применить наглядную учебу грамоты через ограниченность финансовых ресурсов отдельных школ. Кроме того, против него выступила значительная часть консервативно настроенных педагогов.
Принцип наглядности в учебе после появления теоретических трудов и конкретных методических разработок К.Д. Ушинского нашел много последователей как среди выдающихся педагогов-теоретиков, так и среди широкого круга народных учителей. Появление методической системы выдающегося ученого сделало революцию в процессе учебы: вместо двух-трех лет нужных для учебы грамоты за буквенно-составным методом, ученики учились читать и писать в течение четырех-пяти месяцев. Триумф наглядной концепции К.Д.Ушинского привел к поражению учителей-консерваторов, какие учебы грамматики проводили за буквенно-составным методом и отрицали важность принципа наглядности в учебном процессе, адекватность оригинального метода учебы.
Известный русский педагог М.В. Бунаков широко использовал идею наглядности Ушинского и творчески дополнил ее. Методическая система М.В. Бунакова характеризуется систематическим использованием показа наглядно : демонстрация предметов или иллюстрация рисунков, разнообразные упражнения (аналитические и синтетические) с разрезной азбукой при изучении нового слова, широкое использование иллюстрированного букваря.
Информация о ообразовании:
Проблема социально-педагогического сопровождения в современных условиях
В данной главе мы исходим из следующих положений: термин «социально-педагогическое сопровождение» в современной научной литературе еще не получил достаточно широкого распространения. Гораздо активнее используются понятия педагогическое, психологическое и психолого-педагогическое сопровождение. В сл ...
Визуализация процесса обучения и особенности психологии восприятия
В.Н. Коэма считает, что среди основных принципов преподавания наглядность занимает одно из важных мест. Наглядность как способ эффективного влияния на аудиторию имеет методический характер, и её можно рассматривать применительно к преподавателю высшей школы. Наглядность усиливает эмоциональное возд ...
Анализ специальной литературы по проблеме исследования
Для обозначения нарушений письма используется понятие «дисграфия». Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, ...