Обучение - двусторонний процесс. Оно включает преподавание - деятельность учителя, который руководит процессами восприятия, понимания и запоминания учениками учебного материала, и обучения - деятельность учеников, которые воспринимают учебный материал, осмысливают и запоминают его, учатся применять приобретенные знания на практике.
Об этом свидетельствуют такие государственные документы, как Национальная доктрина развития образования и Концепция общего среднего образования. Учет основных положений данных документов требует организации учебного процесса в школе на основе учета комплекса психолого-педагогических факторов организации усвоения знаний.
Приобретение учениками знаний, умений и навыков может обеспечиваться при минимальном участии педагогов. Но «без активной деятельности самих учеников процесс усвоения учебного материала невозможен». Чтобы приобрести знания, умения и навыки, ученики «должны приложить определенные волевые усилия, настойчивость, иметь желание учиться». Однако предпосылкой активной познавательной деятельности младших школьников является восприятие учебного материала, которое в начальной школе нуждается в специальных условиях и организации.
Восприятие и осознание учениками учебного материала должно опираться на имеющиеся в их памяти представления, на их чувственный опыт или опорные знания, которыми они завладели раньше или во время изучения родственных предметов. Однако в этом опыте могут быть представления поверхностные и невыразительные, нечеткие и неточные, неправильные и искаженные. Опорой же для усвоения новых знаний могут быть только выразительные, четкие и правильные представления. Поэтому для успешной учебы в школе важное значение имеет формирования у детей конкретных образов, представлений об окружающем мире, чувственного (сенсорного) опыта (sensos -- чувство, сенсорный опыт-- чувственный опыт, который состоит из разных представлений памяти).
Важное значение в начальной учебе школьников имеет обеспечение следующей и последовательности процесса усвоения знаний - от чувственного осмысления к понятийному обобщению и использованию в системе практической деятельности. Однако опыт показывает, что при соблюдении других составляющих процесса усвоения знаний в современной массовой школе не учитывается один из его этапов - обеспечение первичного восприятия учебной информации. Этот этап учителя считают необязательным и уделяют ему чрезвычайно мало внимания. Невзирая на то, что необходимость первичного восприятия обосновывается такими особенностями детей, как образность, конкретность и эмоциональность восприятия.
Проблему привлечения как можно большего количества органов чувств для усвоения учебного материала в процессе восприятия наглядности развивали все ведущие педагоги прошлого.
К.Д. Ушинский - основоположник наглядной обучения в отечественной педагогике - писал: «Педагог, который желает что-либо крепко отметить в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств - глаз, ухо, голос, ощущение мышечных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус участвовали в акте запоминания». Отсюда выплывает, что этап организации первичного восприятия учебного материала, предопределенный в начальной школе психическими особенностями учеников и комплексом учебный воспитательных заданий на уроке, при его адекватном приложении обеспечивает активизацию разных органов чувств и, соответственно, закрепления выучиваемого в памяти и его лучшее усвоение.
Формирование сенсорного опыта происходит еще в дошкольном возрасте. Оно может быть организованным, целеустремленным в условиях воспитания в дошкольных заведениях и неорганизованным, стихийным в условиях домашнего воспитания. Но во всех случаях стоит, чтобы «этот опыт формировался на основе доступной детям игровой, практической, учебной деятельности и наблюдения за объектами во время этой деятельности».
В школе уже из начальных классов намного расширяются возможности для организованного формирования у детей сенсорного опыта. Самыми главными аспектами его есть наблюдение наглядных объектов в естественном окружении, в школьном углу живой природы, рассматривания натуральных объектов на уроке как раздающего материала, работа на школьных учебно-опытных участках, рассматривание реальных изображений объектов, кинофильмов и тому подобное.
Проблема организации и психолого-педагогического обеспечения наглядной учебы как компонента адекватного осмысления и эффективного усвоения знаний издавна является важным аспектом педагогических, психологических и методических исследований. В разные времена и с разной мерой объективности эту проблему рассматривали К.Д. Ушинский, И. Песталоцци, А. Дистервег и другие педагоги.
Известно, что первые впечатления от воспринятых объектов и первичные воссоздания сведений о них глубоко чеканятся в памяти, потому так важно не допустить создания в сознании детей ошибочных ассоциаций, которые потом очень трудно исправить.
Принимая во внимание аспектность и отсутствие системного подхода в исследовании данной проблемы, а также важную роль использования наглядности в усвоении знаний учениками начальных классов, темой нашего исследования являются "Особенности использования наглядности в начальной школе".
Объектом исследования является процесс использования наглядности в начальной школе, а предметом исследования - дидактичные условия использования наглядности на уроках в начальной школе.
Цель исследования - выделить и экспериментально проверить дидактические условия использования наглядности на уроках в начальной школе.
В соответствии с поставленной целью определенные задания исследования :
1. Раскрыть сущность понятия наглядности в начальной школе.
2. Выделить дидактичные условия эффективности использования наглядности в процессе изучения учебного материала на уроках в начальной школе.
3. Проанализировать состояние исследуемой проблемы в массовом педагогическом опыте.
Практическая значимость исследования заключается в разработке системного подхода относительно обеспечения дидактичных условий использования наглядности в процессе
Информация о ообразовании:
Как грамотно пользоваться ресурсами Интернет
Не секрет, что сегодня зачастую не нужно идти в библиотеку за информацией, когда под рукой ресурсы Интернет. Но работа только тогда становится творчеством, когда ее пропускают через сито строгого отбора. Ниже представлены рекомендации, которые могут быть вам полезны для грамотного пользования ресур ...
Как составить портфолио
Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен». Коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области. Целевое назначение портфолио: - активизация образовательной деятельности студента; систематизация и хранение личного опыта реше ...
Сравнительный анализ показателей физического состояния детей старшего
дошкольного возраста и школьников первого года обучения
Сравнительный анализ показателей физического состояния детей старшего дошкольного возраста и школьников первого года обучения проводился с целью выявления потенциальных способностей дошкольников. Так в результате исследования было выявлено (табл. 1), что мальчики первого года обучения в школе прево ...