Следовательно, реализация образовательных заданий, во время преподавания любого учебного предмета и его эффективность в значительной степени зависят от условий, что создается для познавательной деятельности. Одна из важнейших из них - обеспечение наглядности учебы.
Суть и психологическая основа этого принципа будет более понятна при выяснении некоторых исторических моментов его становления и развития. В речи, посвященной 100-летию от дня рождения большого педагога Й. Песталоцци, выдающийся немецкий педагог А. Дистервег говорил: "Я попробую быть, за возможности, более ясным и понятным, как это и подобает речи, посвященному человеку, который ввел в школу принцип наглядности и сознания", а в одном из своих трудов педагог говорит о принцип наглядности и о Й.Г.Песталоцци такое: "Он не изобретал его. Целые века говорили о нем, высказывались о нем понятными словами, но заслугой Песталоцци было и есть то, что он его осуществил, что он сделал его господствующим практическим принципом учебы" .
Сам же Й. Песталоцци одно время отмечал: " .я утвердил высшую основу обучения в признании наглядности как абсолютного фундамента всякого познания, на что выдающийся русский педагог П. Каптерев сделал такое замечание: "Наверное, странно, как это Песталоцци приписывает себе заслуги утверждения такого принципа, о котором уже давно шла речь в педагогике, который разрабатывался уже не один век и имел свою литература. Однако слова Песталоцци справедливы".
По всему видать, что наибольшая заслуга в утверждении в педагогике принципа наглядности принадлежит именно Й. Песталоцци.
Не будем вдаваться в полемику больших и выдающихся педагогов, а продолжим наши рассуждения относительно сути и психологической основы принципа наглядности, начав из Ф. Бекона. Его идеи о необходимости изучения природы, критика распространенных тогда методов схоластики, попытки создать новый метод (индукцию) обусловили новое движение в среде педагогов .
Принцип наглядности находит, как считает А. Дистервег, свое конкретное выражение в правилах:
1) от близкого к далекому;
2) от простого к сложному;
3) от известного к неизвестному.
Понятие "наглядные пособия" имеет такие существенные признаки. Первая - любой наглядные пособие являет собой модель реальных процессов, или видоизмененный предмет, или видоизмененное условие его бытия, или и то и другое. Вторая - любая материальная или знаковая модель может быть наглядным пособием, однако становится им лишь тогда, когда используется для решения учебных заданий. Наглядные пособия - это учебная модель. Третья - наглядное пособие всегда является средством познания, а не его целью. Наглядные пособия приближают процесс познания к представлению реальных предметов в естественных или общественных условиях их бытия. Четвертая - наглядные пособия на основе ощущений и восприятий формируют чувственные обиды, которые помогают делать выводы. Не само наглядное пособие, а тот чувственный образ, который возникает у школьников в результате его использования, является главным в структуре познания.
Следовательно, наглядное пособие моделирует определенные стороны исследуемого объекта и дает возможность через эту модель представить оригинал.
Мотивация - побуждение к действию; динамический процесс физиологичного и психологического плана, управляющий поведением человека, который определяет ее организованность, активность и стойкость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Компьютер - многозначный срок, чаще всего употребляется для определения программно управляемого электронного устройства обработки информации. Вместе с тем, это может быть любое механическое, немеханическое (электронный) устройство (или даже человек), предназначенные для проведения вычислений.
Компьютерные технологии - это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров.
Информация о ообразовании:
Особенности управления школой
Управление образовательным учреждением осуществляется на основе соответствующей нормативно-правовой базы, которая в том числе определяет компетенцию, права, ответственность учредителей и самого образовательного учреждения. Управление учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. ...
Правовая основа организации дополнительного образования детей
Закон Российской Федерации «Об образовании». Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Общее руководство организацией дополнительного образования детей на уровне школы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе Вавкина Е.В. Система управления направлена на ...
Визуализация процесса обучения и особенности психологии восприятия
В.Н. Коэма считает, что среди основных принципов преподавания наглядность занимает одно из важных мест. Наглядность как способ эффективного влияния на аудиторию имеет методический характер, и её можно рассматривать применительно к преподавателю высшей школы. Наглядность усиливает эмоциональное возд ...