Процесс учебы грамоты П. Вахтеров рекомендовал организовывать на основе максимального использования наглядность. Да, слово для анализа выделяется из беседы, которая организуется на основе рассмотрения и воссоздания содержания рисунка, рассмотрению ли отдельного предмета. Для основательного усвоения выделенного звука автор рекомендовал сравнить его с аналогичными звуками в природе.
Определенные приемы показа наглядно произвели не только представители методических систем, которые вошли в историю учебы грамоты, но и передовые народные учителя. В педагогическом процессе второй половины XIX в. - началу XX в. встречается много статей, в которых освещается лучший опыт учителей, - практиков относительно организации учебы, рекомендации эффективных форм показа наглядно, внедрения их в практику работы школы.
Актуализация эмоциональных наблюдений детей является особенно важным источником чувственного опыта почти на всех уроках в начальной школе. Это положение глубоко развил в своих трудах В.О. Сухомлинский: "Природа мозга ребенка, - писал он, - требует, чтобы ее ум воспитывался около источника мысли - среди наглядных образов, и в первую очередь - среди природы, чтобы мысль переключалась из наглядного образа на "обработку" информации об этом образе. Если же изолировать детей от природы, если с первых дней учебы ребенок воспринимает только слово, то клетки мозга быстро устают и не производятся с работой, которую предлагает учитель. А этим клеткам надо развиваться, крепнуть, набираться сил. Вот где причина того явления, с которым часто встречаются учителя в начальных классах: ребенок тихо сидит, смотрит тебе в глаза, словно внимательно слушает, но не понимает ни одного слова, что педагог рассказывает и рассказывает, потому что надо думать над правилами, решать задачи, примеры - все это абстракции, обобщения, нет живых образов, мозг устает".
Значение наглядности в учебе выплывает из концепции высшей нервной деятельности, которая предусматривает, что наглядные средства могут эффективно содействовать развитию первой сигнальной системы, а на ее основе и второй сигнальной системы человека.
Для взаимосвязи между чувственным и теоретическим познанием не может быть раз и навсегда заданной последовательности. Уже процессы восприятия должны быть проникнутые процессами мышления. Этот вывод особенно очевиден в мире открытого П. К. Анохиним явления предупреждающего отображения. Он характеризовал это понятие как способность организма подготовиться к реакции на некоторое событие еще до того, как она состоится, на основе отображения события А, которая является первой в ряде событий, где событие Д является последним. Операция отображения является основной формой приспособления живой материи к пространственно-временной структуре неорганического мира, в котором последовательность и повторяемость являются основными часовыми характеристиками, параметрами. Отсюда вытекает, что наглядные представления всегда взаимоувязаны в той или другой мере из мыслитель ими процессами. Обучение может идти как от наглядного к абстрактному, так и от обобщенных абстракций к анализу реальных наглядных объектов, фактов, примеров и др.
Для определения термина "наглядные пособия" необходимо выходить из целей и средств учебы, а также из характера отображения учеником окружающей действительности. Окружающий нас материальный мир не средство, а цель человеческого познания. Объективно существующая реальность не наглядные пособия и не наглядность. Неоконченная Вселенная с большим количеством предметов и явлений существует объективно, независимо от человеческого познания, и не может быть для ученика ни наглядностью, ни наглядным пособием. Поэтому из понятия "наглядные пособия" следует исключить реальные предметы, явления в естественных условиях своего существования и развития.
Ж. - Ж. Руссо отмечал то, что с использованием наглядности в учебном процессе у ребенка быстрее и эффективнее развиваются такие психологические процессы, как ощущение, восприятие, воображение, мышление. По его мнению, самым эффективным методом восприятия во время использования наглядности является наблюдение. Предтечей зарождения системного подхода к применению технических средств учебы и средств наглядности стали открытия в отрасли промышленной психологии, сделанные Г. Мюнстербергом (в 1914 г.). Немецкий ученый, признанный лидер экспериментальной психологии, исследуя поведение людей в разных сферах деятельности (на производстве, в образовании и воспитании, в юридической практике), раскрыл механизмы использования технических средств учебы в практической работе.
Информация о ообразовании:
Развитие орфографической зоркости у младших школьников
Совершенствование орфографической грамотности учащихся - одна из важных задач, стоящих перед учителями. В русском письме главным разделом, который определяет ведущий принцип орфографии, является передача буквами фонемного состава слов. Именно к этому разделу орфографии относится большинство пра ...
Цель, задачи, методы и организация исследования подготовки членов юниорской
сборной по биатлону Республики Беларусь в подготовительном периоде
Тренировочный процесс членов юниорской сборной по биатлону Республики Беларусь в настоящее время приобретает характер научно-практического поиска , требуя научно- обоснованного подхода в планировании спортивной подготовки и ее реального выполнения. В связи с этим изучение методики подготовки биатло ...
Дидактическая игра как метод обучения
Н.А. Виноградова отметила, что вследствие возрастных особенностей детей дошкольного возраста в целях их обучения следует широко использовать дидактические игры, настольно-печатные игры, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценирования), словесные и игровые приемы, дидактический матери ...