Процесс учебы грамоты П. Вахтеров рекомендовал организовывать на основе максимального использования наглядность. Да, слово для анализа выделяется из беседы, которая организуется на основе рассмотрения и воссоздания содержания рисунка, рассмотрению ли отдельного предмета. Для основательного усвоения выделенного звука автор рекомендовал сравнить его с аналогичными звуками в природе.
Определенные приемы показа наглядно произвели не только представители методических систем, которые вошли в историю учебы грамоты, но и передовые народные учителя. В педагогическом процессе второй половины XIX в. - началу XX в. встречается много статей, в которых освещается лучший опыт учителей, - практиков относительно организации учебы, рекомендации эффективных форм показа наглядно, внедрения их в практику работы школы.
Актуализация эмоциональных наблюдений детей является особенно важным источником чувственного опыта почти на всех уроках в начальной школе. Это положение глубоко развил в своих трудах В.О. Сухомлинский: "Природа мозга ребенка, - писал он, - требует, чтобы ее ум воспитывался около источника мысли - среди наглядных образов, и в первую очередь - среди природы, чтобы мысль переключалась из наглядного образа на "обработку" информации об этом образе. Если же изолировать детей от природы, если с первых дней учебы ребенок воспринимает только слово, то клетки мозга быстро устают и не производятся с работой, которую предлагает учитель. А этим клеткам надо развиваться, крепнуть, набираться сил. Вот где причина того явления, с которым часто встречаются учителя в начальных классах: ребенок тихо сидит, смотрит тебе в глаза, словно внимательно слушает, но не понимает ни одного слова, что педагог рассказывает и рассказывает, потому что надо думать над правилами, решать задачи, примеры - все это абстракции, обобщения, нет живых образов, мозг устает".
Значение наглядности в учебе выплывает из концепции высшей нервной деятельности, которая предусматривает, что наглядные средства могут эффективно содействовать развитию первой сигнальной системы, а на ее основе и второй сигнальной системы человека.
Для взаимосвязи между чувственным и теоретическим познанием не может быть раз и навсегда заданной последовательности. Уже процессы восприятия должны быть проникнутые процессами мышления. Этот вывод особенно очевиден в мире открытого П. К. Анохиним явления предупреждающего отображения. Он характеризовал это понятие как способность организма подготовиться к реакции на некоторое событие еще до того, как она состоится, на основе отображения события А, которая является первой в ряде событий, где событие Д является последним. Операция отображения является основной формой приспособления живой материи к пространственно-временной структуре неорганического мира, в котором последовательность и повторяемость являются основными часовыми характеристиками, параметрами. Отсюда вытекает, что наглядные представления всегда взаимоувязаны в той или другой мере из мыслитель ими процессами. Обучение может идти как от наглядного к абстрактному, так и от обобщенных абстракций к анализу реальных наглядных объектов, фактов, примеров и др.
Для определения термина "наглядные пособия" необходимо выходить из целей и средств учебы, а также из характера отображения учеником окружающей действительности. Окружающий нас материальный мир не средство, а цель человеческого познания. Объективно существующая реальность не наглядные пособия и не наглядность. Неоконченная Вселенная с большим количеством предметов и явлений существует объективно, независимо от человеческого познания, и не может быть для ученика ни наглядностью, ни наглядным пособием. Поэтому из понятия "наглядные пособия" следует исключить реальные предметы, явления в естественных условиях своего существования и развития.
Ж. - Ж. Руссо отмечал то, что с использованием наглядности в учебном процессе у ребенка быстрее и эффективнее развиваются такие психологические процессы, как ощущение, восприятие, воображение, мышление. По его мнению, самым эффективным методом восприятия во время использования наглядности является наблюдение. Предтечей зарождения системного подхода к применению технических средств учебы и средств наглядности стали открытия в отрасли промышленной психологии, сделанные Г. Мюнстербергом (в 1914 г.). Немецкий ученый, признанный лидер экспериментальной психологии, исследуя поведение людей в разных сферах деятельности (на производстве, в образовании и воспитании, в юридической практике), раскрыл механизмы использования технических средств учебы в практической работе.
Информация о ообразовании:
Разноуровневость и ее место в школьном химическом образовании
Разноуровневое обучение позволяет индивидуализировать (в определенных пределах) процесс обучения, учитывая индивидуальные особенности учащихся. Средством индивидуализации обучения является его дифференциация. Она сможет быть внешней, например, создание школ разных типов (общеобразовательных, гимназ ...
Особенности развития творческой активности детей на примере программы
дополнительного образования
Особенности развития творческой активности детей мы рассмотрим в данной курсовой работе на примере программы дополнительного образования «Мастерская Карандаша», разработанной коллективом воспитателей детского сада №22 города Читы. Это программа художественно-эстетической направленности, которая явл ...
Условия эффективности метода проектов
Развитие образования в направлении повышения качества образовательного процесса накладывает свои требования на все его многочисленные компоненты: средства и методы обучения и воспитания, цели и содержание образования и др. Именно поэтому становится актуальным вопрос условий эффективного использован ...