Воспитание и развитие одаренных детей необходимо проводить с учетов выявленных особенностей таких детей.
Одаренных детей с следует вовлекать в обогащенную деятельность. Многие из них способны прекрасно освоить отдельные аспекты обогащенной деятельности, и именно в этих аспектах рекомендуется стимулировать их творческую продуктивность. Индивидуализация программ особенно важна для обеспечения шансов каждого ребенка на одобрение и поддержку в тех видах деятельности, которые соответствуют его уровню развития, способностям и интересам и обладают для него высокой значимостью.
В таких индивидуальных программах должны согласовываться четыре взаимосвязанных аспекта развития способностей:
1) высокий уровень обучения в области опережающего развития;
2) развивающее обучение в областях развития, соответствующего возрасту;
3) коррекционное обучение в области имеющихся трудностей;
4) адаптивное обучение, позволяющее временно или постоянно обходить имеющиеся препятствия для достижения успеха в значимых для развития одаренности областях.
В идеале индивидуальные программы должны создаваться единой командой в составе родителей, психологов – специалистов по диагностике и обучению одаренных детей, по диагностике и коррекции трудностей, педагога и самого ребенка. На практике такое едва ли достижимо, но тем не менее в ходе обучения все эти точки зрения должны приниматься во внимание.
Можно рекомендовать объединение одаренных детей в отдельные группы.
Многие педагоги и психологи считают, что благоприятные условия для выявления и развития скрытой одаренности детей могут быть созданы при их объединении в отдельные группы в рамках одного учреждения.
Хотя характер учебных трудностей у таких детей может значительно различаться и требовать неодинаковых коррекционных воздействий, такое объединение оказывается весьма эффективным для решения многих личностных и межличностных проблем, связанных с неадекватной самооценкой, отсутствием уверенности в себе, эмоциональной неустойчивостью, нарушениями в поведении и т.д.
Пример успешного воспитания одаренных детей представляет программа, разработанная в русле концепции междисциплинарного обучения. Философия программы состоит в опоре на сильные стороны детей и на концепцию обучения, противоположную использованию упражнений и практических техник. Усвоение многочисленных умений происходит не при их изолированной и направленной тренировке, а в контексте обогащенной деятельности, соответствующей возрасту, интересам и мотивации ребенка.
В целом при воспитании и обучении одаренных детей можно рекомендовать использование всех доступных средств, помогающих устранить или уменьшить существующие ограничения в коммуникации. Для этого необходимо разрешать детям применять (хотя бы в отдельных случаях, временно) различные вспомогательные средства. Важным признается использование и развитие в обучении не только словесных, но и визуальных, образных, пространственных способов мышления, общения и сообщения.
Обучение должно ориентироваться на высокий уровень творческой активности, обеспечивать индивидуальную скорость и, продвижение как в областях, связанных с одаренностью, так и в проблемных областях, включать стимулирующую активность повышенного уровня, в полной мере учитывать интересы и увлечения детей.
Необходимо поддерживать уверенность детей в успехе, помогать улучшению их Я-концепции, предоставлять условия, в которых они могут использовать свои преимущества и предпочитаемые способы учения (познания), использовать свои интеллектуальные силы, чтобы развить стратегии преодоления слабостей.
Рекомендуется также обсуждать с детьми их способности и трудности, привлекать их к участию во всех видах деятельности и взаимосвязей с партнерами в атмосфере принятия и уважения.
Таким образом, показано, что одаренные дети, понимающие свои слабые и сильные стороны, способны лучше понимают свои. Как можно видеть из проведенного исследования, одаренные дети так же, как и их менее способные сверстники, могут сталкиваться с трудностями в учении, обусловленными самыми различными явлениями и причинами. Однако при внешнем сходстве многие проблемы одаренных детей обладают определенной спецификой, поскольку они обусловлены не только слабостями в развитии, но и в значительной степени его сильными сторонами, которые могут взаимно маскировать друг друга. Исследования позволили опровергнуть и стереотипы в представлениях об одаренности как высокой и всесторонней успешности и доказать необходимость помощи одаренным детям в выявлении и реализации их потенциала.
Информация о ообразовании:
Оценка эффективности реализации программы,
направленной на формирование здорового образа жизни подростков
В течение учебного года через систему классных часов и факультативных занятий проводилась специально организованная групповая работа, в процессе которой пополнялись представления участников о современных концепциях здоровья и здорового образа жизни. Основной задачей было создание социально-педагоги ...
Экспериментальная работа по формированию элементарных математических представлений
у детей 4-5 лет в дидактических играх
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка ...
Формы методы и приемы принципа толерантности, применяемые в социально-педагогической
деятельности
Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист, прежде всего, знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Так, чтобы стать учителем физики, необходимо изучить законы физики, знать, что доступно для усвоения учащимися, какие знания могут изуч ...