Раскрывая вопрос познавательного интереса, делаем вывод, что познавательный интерес является стимулом к активной учебной деятельности. Но успешное усвоение знаний невозможно без использования наглядных пособий. Ведь именно они развивают познавательный интерес учеников. Многогранное значение и широкое применение средств наглядности позволяет не только активизировать и совершенствовать учебный процесс из природоведения, но и формировать приемы умственной деятельности.
В начальных классах применения наглядности имеет целью :
· обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта учеников;
· развитие наблюдательности;
· познание конкретных свойств предметов во время практической деятельности;
· создание условий для перехода к абстрактному мышлению;
· опоры для самостоятельной учебы;
· систематизации учебного материала.
Наглядные пособия при изучении определенного явления могут создать, активизировать представление школьника о нем, быть ли нейтральными к этим представлениям, или даже затормозить формирование обобщенного представления о явлениях или предмете в тех случаях, когда ученик, кроме наглядного пособия, ничего не представляет.
В отечественной педагогике исторический взнос в развитие идеи наглядности сделал Л. В. Занков, который специально исследовал разные формы сочетания слова учителя и наглядность в учебе, основными из которой считал следующие :
І форма. Через слово учитель руководит наблюдениями учеников.
ІІ форма. Через слово учитель на основе осуществленного школьниками наблюдения наглядных объектов ведет учеников к осмыслению и формированию таких связей в явлениях, которые не могут быть увиденными в процессе восприятия.
ІІІ форма. Данные об объекте ученики получают из вербальных сообщений педагога, а языковые средства служат подтверждением или конкретизацией словесных свидетельств.
IV форма. Отталкиваясь от осуществляемого учениками наблюдения, педагог сообщает о таких связках между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учениками.
Таким образом, существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. Отдать преимущество одной из них было бы ошибочным, поскольку в зависимости от особенностей заданий учебы, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности учеников необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание.
Известно, что наглядные средства учебы, при условиях их целесообразного использования в учебном процессе, способствуют эффективному решению основных заданий образования и профессионального становления будущих специалистов, в частности:
– обеспечивают студентов новой и достоверной информацией о явлениях и процессах, которые изучаются;
– объясняют в динамике принципы и действия сложных механизмов или машин;
– учат алгоритму выполнения разных видов деятельности;
– удовлетворяют желание и интересы учеников;
– обеспечивают контроль и коррекцию знаний, умений и навыков, эффективный обратной связь;
– позволяют создать банк данных для проведения учебно-тренировочных и исследовательских работ;
– способствуют рациональной организации учебного процесса, повышению его результативности и тому подобное.
Важность использования наглядных пособий в учебе выплывает и из большого значения чувственного восприятия для изучения свойств предметов и явлений действительности. О существенной роли наглядность в учебно-воспитательном процессе свидетельствует не только повседневные наблюдения, бытовой опыт людей ("Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать"), но и специальные эксперименты.
Чувственное восприятие в учебном процессе в начальной школе может выступать как самостоятельная сторона развития личности младшего школьника или быть средством формирования абстракции. Например, если ребенок должен представить птицу в небе, то чувственные обиды в этом случае имеют самостоятельное значение. Если для наглядного показа буквы используют палочки, то чувственные обиды имеют произвольное значение, являются средством усвоения понятий.
Информация о ообразовании:
Содержание работы по развитию эстетического восприятия природы по предмету
«Окружающий мир»
Цель формирующего этапа – создать эффективные условия по развитию эстетического восприятия младших школьников на уроках по ознакомлению с окружающим миром. Урок как форма обучения существует более 300 лет. Он прочно вошел в систему работы массовой общеобразовательной школы. Многообразие форм подачи ...
Особенности управления ВУЗом
Термин «руководство образовательным учреждением» обозначается как механизм для организации и обеспечения оптимальных условий функционирования образования на всех уровнях, «мозг» системы. Особенностью управления современной системой образования является прежде всего обеспечение руководящими кадрами ...
Возрастные психологические особенности развития познавательного интереса на
уроках немецкого языка
То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: больше прожил человек на свете – стал выше ростом и крепче телом, с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются ...