Раскрывая вопрос познавательного интереса, делаем вывод, что познавательный интерес является стимулом к активной учебной деятельности. Но успешное усвоение знаний невозможно без использования наглядных пособий. Ведь именно они развивают познавательный интерес учеников. Многогранное значение и широкое применение средств наглядности позволяет не только активизировать и совершенствовать учебный процесс из природоведения, но и формировать приемы умственной деятельности.
В начальных классах применения наглядности имеет целью :
· обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта учеников;
· развитие наблюдательности;
· познание конкретных свойств предметов во время практической деятельности;
· создание условий для перехода к абстрактному мышлению;
· опоры для самостоятельной учебы;
· систематизации учебного материала.
Наглядные пособия при изучении определенного явления могут создать, активизировать представление школьника о нем, быть ли нейтральными к этим представлениям, или даже затормозить формирование обобщенного представления о явлениях или предмете в тех случаях, когда ученик, кроме наглядного пособия, ничего не представляет.
В отечественной педагогике исторический взнос в развитие идеи наглядности сделал Л. В. Занков, который специально исследовал разные формы сочетания слова учителя и наглядность в учебе, основными из которой считал следующие :
І форма. Через слово учитель руководит наблюдениями учеников.
ІІ форма. Через слово учитель на основе осуществленного школьниками наблюдения наглядных объектов ведет учеников к осмыслению и формированию таких связей в явлениях, которые не могут быть увиденными в процессе восприятия.
ІІІ форма. Данные об объекте ученики получают из вербальных сообщений педагога, а языковые средства служат подтверждением или конкретизацией словесных свидетельств.
IV форма. Отталкиваясь от осуществляемого учениками наблюдения, педагог сообщает о таких связках между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учениками.
Таким образом, существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. Отдать преимущество одной из них было бы ошибочным, поскольку в зависимости от особенностей заданий учебы, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности учеников необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание.
Известно, что наглядные средства учебы, при условиях их целесообразного использования в учебном процессе, способствуют эффективному решению основных заданий образования и профессионального становления будущих специалистов, в частности:
– обеспечивают студентов новой и достоверной информацией о явлениях и процессах, которые изучаются;
– объясняют в динамике принципы и действия сложных механизмов или машин;
– учат алгоритму выполнения разных видов деятельности;
– удовлетворяют желание и интересы учеников;
– обеспечивают контроль и коррекцию знаний, умений и навыков, эффективный обратной связь;
– позволяют создать банк данных для проведения учебно-тренировочных и исследовательских работ;
– способствуют рациональной организации учебного процесса, повышению его результативности и тому подобное.
Важность использования наглядных пособий в учебе выплывает и из большого значения чувственного восприятия для изучения свойств предметов и явлений действительности. О существенной роли наглядность в учебно-воспитательном процессе свидетельствует не только повседневные наблюдения, бытовой опыт людей ("Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать"), но и специальные эксперименты.
Чувственное восприятие в учебном процессе в начальной школе может выступать как самостоятельная сторона развития личности младшего школьника или быть средством формирования абстракции. Например, если ребенок должен представить птицу в небе, то чувственные обиды в этом случае имеют самостоятельное значение. Если для наглядного показа буквы используют палочки, то чувственные обиды имеют произвольное значение, являются средством усвоения понятий.
Информация о ообразовании:
Механизмы и проявления дисграфии на основе нарушения языкового анализа и
синтеза у младших школьников
Неоднозначность существующих представлений о дисграфии, ее причинах, механизмах, симптомах связана с расхождением в научных подходах к ее изучению. Существует несколько классификаций детской дисграфии, отражающих различное состояние науки на момент их разработки, а также свидетельствующих о разном ...
Измерение качеств знаний и уровень их усвоения
Несмотря на богатый опыт работы школ, именно на проверке и оценке успешности учащихся проявляется субъективизм. Можно выделить два причины его возникновения, если не принимать во внимание личность учителя. Первый – что отсутствуют четкие требования к уровню знаний, умений, навыков, которыми могли б ...
Контроль усвоения учебного материала
Обучение составляет один из главных компонентов педагогического процесса. Этот процесс очень сложный, включает в себя много связей и отношений. Потому существует много определений обучению. И.П. Подласый приводит следующее определение «обучение – это упорядоченное взаимодействие педагога с учащимся ...