Получение сульфата меди реакцией обмена

Демонстрация способа получения сульфата меди предварительно проводится учителем на уроке «Взаимодействие кислот с оксидами металлов». При этом выделяются те части его, которые потом предстоит выполнять самостоятельно на практической работе.

Прежде, чем приступить к выполнению опыта, ученикам следует показать оксид меди, раствор серной кислоты и предложить описать их свойства. В стакан объемом 150 мл наливается 20-25 мл раствора серной кислоты (1:5), туда же учитель высыпает ложечку оксида меди и все это перемешивает. Лучше использовать оксид меди, полученный на предыдущих уроках разложением малахита или гидроксида меди – он обладает большой реакционной способностью, и это помогает сэкономить реактив. Происходят ли какие-либо изменения? Можно ли этим ограничиться и сделать вывод, что серная кислота не взаимодействует с оксидом меди? Здесь необходимо обратить внимание на определенное условие протекания реакции – нагревание. Стакан с серной кислотой и оксидом меди ставят на асбестированную сетку, помещенную на кольцо штатива, и подогревают до кипения. Что наблюдается? Раствор становится голубым, а черный порошок на дне стакана растворяется. Добавляют еще немного оксида меди, перемешивают до полного его растворения, и так несколько раз, пока новая порция порошка остается на дне стакана не растворившейся. Что представляет собой раствор голубого цвета? Как выделить образовавшееся вещество из раствора? Для этого горячий раствор отфильтровывают, фильтрат выливают в фарфоровую чашку и упаривают до появления кристаллов сульфата меди.

Далее процесс анализируется и записывается его уравнение. Можно ли отнести данную реакцию к одному из трех известных типов реакций: соединения, разложения, замещения? Когда выяснено, что во время этой реакции атомы меди и водорода поменялись местами, учитель формулирует определение реакции обмена. Учащиеся делают вывод, что при взаимодействии серной кислоты с оксидом меди образуются соль и вода – произошла реакция обмена.

Во время практической работы учитель следит за работой каждого ученика и отмечает свои наблюдения: насыпание в пробирку оксида меди, наливание кислоты, нагревание смеси твердого вещества с жидким, приготовление фильтра, фильтрование выпаривание. Если каплю полученного горячего раствора поместить на предметное стекло, то при остывании его выпадают голубые кристаллы медного купороса, которые можно рассмотреть под микроскопом.

Отчет о работе может быть составлен по той же схеме, что и в практической работе «Получение и свойства кислорода».

Учащимся 2-3 уровней могут быть предложены следующие дополнительные вопросы и задания:

Рассчитайте, какие количества вещества и массы серной кислоты и оксида меди нужны для получения 32 г сульфата меди.

Можно ли для получения этого вещества использовать медь и раствор серной кислоты? Почему?

Ученик решил получить сульфат меди тем же способом, что и вы – из оксида меди и серной кислоты. Однако в ходе опыта началось выделение едкого газа. О чем это может говорить?

Можно ли аналогичным способом получить хлорид цинка? Какие вещества и приборы вам для этого потребовались бы? Имеет ли задача только одно решение?


Информация о ообразовании:

Исследовательский метод обучения
Учебно-исследовательская деятельность учащихся — процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Она помогает выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской деятельности; развить интерес к познанию мира, сущности процессов и явлени ...

Особенности логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи в специальной школе VIII вида
При устранении нарушений письменной речи у умственно отсталых школьников необходимо учитывать особенности высшей нервной деятельности, психопатологические особенности детей. В связи с этим коррекция нарушений чтения и письма во вспомогательной школе должна быть тесно связана с развитием познаватель ...

Анализ общеобразовательных программ по биологии для 10-11 классов
Конечно, мы учли и образовательные программы, при анализе которых выяснили, что различия между ними может заключаться в порядке изучения разделов и тем. Так, например, по программе предлагаемой автором В.Б. Захаровым раздел «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле» изучается школьни ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru