Задача педагогов состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перейдет в зону актуального развития, способствовать развитию организма, индивидуальности и личности ребенка. Ребенка (образно говоря) не просто переставляют со ступеньки на ступеньку, ребенок занимает активную жизненную позицию. Воспитание играет решающую роль в развитии личности, оно оказывает влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работах над собой, т.е. в саморазвитии. Воспитание направлено на развитие задатков личности, коррекцию влияния генотипа и среды.
Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение имеет не столько знание педагогом возраста и его особенностей (индивидуальный подход), сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход понимается как опора на личностные качества, выражающие направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств личности, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно-ориентированного воспитания. Необходим приоритет главных личностных характеристик: ценностных ориентаций, жизненных планов, направленности личности, мотивов ее поведения.
Принцип личностного подхода в воспитании и обучении требует, чтобы педагог:
- постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, привычки своих воспитанников.
- умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.
- привлекал воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности.
- своевременно выявлял и устранял причины, мешающие достижению цели, или оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от сложившихся условий.
- максимально опирался на собственную активность личности.
- сочетал воспитание с самовоспитанием, помогая в выборе целей, методов и форм, развивал инициативу и самостоятельность, направлял ведущую к успеху деятельность.
Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал педагогу, сделайте его своим другом, сотрудником в его же собственном воспитании (Ш.А. Амонишвили).
Педагогическая поддержка - это технология, полностью основанная на обращенности к внутренним силам и способностям ребенка, естественный акт содействия каким-либо усилиям в условиях дефицита помощи.
Информация о ообразовании:
Физиологическое, оптическое и эмоциональное воздействие цвета
Человеком, который никогда не задумывается над вопросом оптики, цвет воспринимается как неотъемлемое свойство предмета. На самом деле понятие цвета значительно шире. Еще в 1756 году М.В.Ломоносов предложил так называемою теорию трехкомпонентного зрения, утверждающую, что в глазу есть нервные клетки ...
Программа социально-педагогического сопровождения адаптации детей к
условиям детского сада
Программа социально-педагогического сопровождения адаптации дошкольников рассчитана на детей младшего дошкольного возраста. Существует несколько направлений в организации оптимального режима адаптации ребенка к детскому саду. Базовое и наиболее эффективное направление, по нашему мнению, складываетс ...
Организация и методы обследования
В ходе констатирующего эксперимента было проведено логопедическое обследование устной и письменной речи обучающихся младшего школьного звена. Исследование проводилось в 2010-2011 учебном году на базе логопункта школы в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 «СОНО» города Новокузнецка. Всего экс ...