Морзе Н. В. в «Методике обучения информатике», представляет понятие информация как одно из фундаментальных понятий курса. Понятие информации в информатике есть одним из выходных. На нем базируются такие понятия информатики как знак, знаковая система, язык, письмо, сообщение, шум, дезинформация и другие. Также он считает, что ознакомление учеников с понятием информация целесообразно на первых уроках курса. Это позволит аргументировано раскрыть содержание учебного предмета информатики, ознакомиться с его заданиями. Основные методы обучения материала - индуктивный по логике, по источникам представления информации - пояснительно-иллюстрированный, по степени самостоятельности учеников –репродуктивный.
При объяснении понятия информационные сообщения автор концентрирует внимание учителя на том, что следует обратить внимание учеников на то, что не существует взаимно-однозначного соответствия между информацией и сообщением: одну и ту же информацию можно передать при помощи различных сообщений. И наоборот, одно и то же сообщение может нести разную информацию.
Понятие информации является центральным всего курса информатики, однако, в школьных учебниках подход к её определению неоднозначный. В некоторых учебниках определение информации даже не приводится. Одна из причин такого положения – сложность самого понятия информации. Оно относится к числу фундаментальных для всей науки, носит общенаучный, философский характер и является предметом постоянных дискуссий. Из‐за этого часть ученых считает, что оно неопределяемое. Информация является центральным понятием и в кибернетике.
Учебный материал в учебнике И. Я. Рывкинда «Информатика» обеспечивает оптимальное сочетание принципов научности и доступности. Тема «Информация. Информационные процессы и системы» рассматриваются в доступной форме и сопровождаются большим количеством заданий и примеров. Предлагается комплекс заданий для работы, как в классе, так и для самостоятельной работы.
В главе «Информация. Информационные процессы и системы» рассматриваются следующие вопросы:
сообщения, данные, информации и шуме;
информационные процессы;
кодировании сообщений; двоичное кодировании сообщений;
измерение длины двоичного кода;
информационные технологии и этапы их развития;
информационные системы и их составляющие;
информатике как наука и как отрасль деятельности человека .
Информатика, пожалуй, самая динамичная область знаний, требующая непрерывного обновления подходов, форм, методов и методических технологий к ее преподаванию.
Одним из актуальных методов активизации познавательной деятельности является проблемное обучение. В совместной деятельности с преподавателем учащийся не просто перерабатывает информацию; усваивая новое, он переживает этот процесс как субъективное открытие еще неизвестного ему знания. Средством управления мышлением учащихся в проблемном обучении служат проблемные и информационные вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска еще неизвестного учащемуся знания. Тем самым создаются условия для продуктивного мышления, развития личности учащегося и его социальных отношений. Учитель, создавая учебные проблемные ситуации для учащихся, обеспечивает осознание ими проблемы, сочетание их самостоятельной деятельности с усвоением готовых выводов науки.
Цель проблемного обучения - усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания), она включает еще и формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей, то есть в проблемном обучении акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимися.
Функции проблемного обучения:
1) усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;
2) развитие познавательной деятельности и творческих способностей учащихся;
3) воспитание навыков творческого усвоения знаний;
4) воспитание навыков творческого применения знаний и умение решать учебные проблемы;
Информация о ообразовании:
Психологические особенности учащихся старшей школы
Возраст юности - один из сложных, наиболее важных и ответственных в плане формирования личности периодов. Это период между подростковым возрастом и взрослостью, в ходе которого должна обеспечиваться возможность вхождения во взрослую жизнь. Самая важная психологическая характеристика старшеклассника ...
Оздоровительная направленность
Использование средств физической культуры в оздоровительных целях формирует у детей жизненно важные двигательные умения и навыки, а также знания в области гигиены, медицины и физической культуры, способствует укреплению здоровья. Массаж Массаж для новорожденных позволяет воздействовать на весь орга ...
Механизмы и проявления дисграфии на основе нарушения языкового анализа и
синтеза у младших школьников
Неоднозначность существующих представлений о дисграфии, ее причинах, механизмах, симптомах связана с расхождением в научных подходах к ее изучению. Существует несколько классификаций детской дисграфии, отражающих различное состояние науки на момент их разработки, а также свидетельствующих о разном ...