Работая педагогом трудовой деятельности по профилю «Цветоводство и декоративное садоводство» в коррекционной школе, где очень много проблемных детей, не только с умственной отсталостью, но и девиантным поведением. Создавать мотивацию для них очень трудно, но возможно. Так для учащихся 7-8 классов, я применяю в процессе обучения элементы проектной деятельности. Трудовая терапия не только организует учащихся, но и сплачивает коллектив, развивает многие двигательные и умственные способности. Именно поэтому, в нашей коррекционной школе - интернат № 15 выбрано направление «Трудо-терапия».
Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, но возможности.
Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развитие навыков, а так же создать творческую атмосферу в коллективе.
Атмосфера радости на уроках, основанная на активной деятельности учащихся в тесном сотрудничестве с учителем, создается благодаря:
- формированию и развитию познавательного интереса, активизации познавательной деятельности( учить ребят нужно с опорой на интерес, обязательно создавать ситуацию успеха; бессмысленно заставлять обучаться труду, если они не осознали его значимости, если им не интересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности);
- сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом.
- созданию благоприятных условий для обучения, что является основой для развития профессионально – трудовой деятельности учащихся;
- дифференциация и индивидуализация, личностному подходу в обучении;
- использование методов, активизирующих учебный процесс;
- использование учителем различных вербальных средств (чтение, монолог, различные невербальные средства (жесты, мимика), проговаривание и заучивание технических терминов), с целью развития речевых навыков учащихся;
- неразрывному единству обучения и воспитания.
Обучая труду всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный подход, учет умственных и физических возможностей ребенка, условий его развития. Такую возможность представляет метод проектов. Продуктивность применения проектного метода обусловлена:
- технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному» обязательно достигается желаемый результат;
- достаточно высокой эффективностью уроков;
- развитие речевых навыков у учащихся, в том числе к неподготовленной речевой ситуации;
- развитие и поддержание интереса к предмету цветоводства;
- практическое применение приобретенных знаний, умений, навыков в новой ситуации.
- развитие коммуникативных навыков у учащихся;
- создание благоприятного морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии учителя и ученика.
Элементы проектного обучения побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к цветоводству, развивает уважение к окружающему миру растений и труду других людей. Метод проектов может использоваться при изучении любой темы, на всех этапах обучения. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в практическую деятельность.
Информация о ообразовании:
Методические разработки по теме «Элементы ii группы
периодической системы Д.И.Менделеева»
Эксперимент начался со знакомства с ученическим коллективом. При этом для получения представления об успеваемости класса по химии была изучена статистика четвертных оценок по химии и проведен констатирующий контрольный срез знаний по этой дисциплине. (Результаты констатирующего контрольного среза з ...
Особенности логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи в
специальной школе VIII вида
При устранении нарушений письменной речи у умственно отсталых школьников необходимо учитывать особенности высшей нервной деятельности, психопатологические особенности детей. В связи с этим коррекция нарушений чтения и письма во вспомогательной школе должна быть тесно связана с развитием познаватель ...
Условия развития образной памяти у детей старшего дошкольного возраста
Для эффективного развития образной памяти старших дошкольников необходимо выявить условия, способствующие этому развитию. Коррекционно-развивающая работа современного типа должна не только основываться на структуре и иерархии конкретного варианта психического развития, но и учитывать взаимодействие ...