В определение одаренных детей часто входит положение о необходимости обеспечения для них специальных условий обучения, поскольку их высокие познавательные возможности и потребности часто не находят ответа в традиционной школе, ориентированной главным образом на возраст . Как это ни парадоксально, именно опережающее развитие таких детей может служить источником их проблем в учении, когнитивном и личностном развитии, общении, поведении.
Наиболее общими характеристиками одаренных детей обычно считают высокий уровень мышления и быстрый темп учения с опережением сверстников на 2–8 лет. Соответственно, таким детям требуется более высокий уровень сложности и интенсивности учения, большая глубина изучения материала, движение от фактов к принципам, теориям и обобщениям, поиск нового, альтернативного, отличающегося от общеизвестного. Дети, прекрасно успевающие в школе, могут и не иметь таких качеств. Напротив, от них требуется успешная работа на том уровне знаний и мышления, который предлагает традиционное обучение, тогда как в таких условиях одаренные могут и не демонстрировать больших успехов.
Е.И. Щелбанова, наиболее характерными признаками одаренности и часто сопутствующими им признаками отсутствия (слабости) способности к учению называет следующие.
– Блестящая долговременная память, свойственная большинству одаренных детей и позволяющая им овладевать огромной и сложной информацией, может сочетаться со слабостью кратковременной памяти, из-за которой им часто трудно повторить только что сказанное. Недостатки кратковременной и оперативной памяти могут быть связаны также и с тем, что им требуется время, чтобы осмыслить, привести в систему, связать новое с уже имеющимся опытом, тогда как механическое запечатление происходит с трудом.
– Превосходное понимание смысла текста, прочитанного другими, может сочетаться у одаренных детей с трудностями в декодировании букв и слов не только в младшем, но даже в среднем и старшем школьном возрасте. Им часто легче уловить суть сложной абстрактной концепции на слух, чем справиться с фонетическим и буквенным анализом.
– Одаренные дети с легкостью осваивают компьютер, но часто не могут научиться писать разборчиво. Неисправимый почерк для многих из них становится неодолимым препятствием, если для продолжения обучения необходимо сдавать письменные работы.
– Развитая речь и богатый словарный запас могут проявляться только устной речи, тогда как письменная речь может быть скудной и отставать не только от устной, но даже и от письменной речи менее способных сверстников.
– Многие одаренные дети гораздо, лучше справляются со сложной и напряженной работой, предъявляющей вызов их способностям. Рутинная деятельность простое запоминание, упражнения и повторение выполняются ими с трудом, Они экстремально любознательны, о, наконец часто не могут заучить легкий, не интересный для них материал.
– Одаренные дети часто хорошо рассуждают, но их могут так захлестывать эмоции от желания высказать свои идеи что они теряют нить рассуждений или нужные слова, и их речь кажется сумбурной и непродуманной. Нередко и трудно сформулировать свои интересные творческие идеи для других из-за присущего им эгоцентризма.
– Восприимчивые и сообразительные, одаренные дети могут быть безнадежно неорганизованными. Они часто очень энергичны, активны, способны к длительно и интенсивной деятельности, но неспособны к выполнению заданий, ограниченных по времени (тесты, контрольные экзамены).
Многие исследователи связывают развитие одаренных детей с таким понятием как перфекционизм.
Перфекционизм представляет один из наименее понятных аспектов одаренности. Этот термин используют для обозначения как здорового стремления к совершенству, так и к невротической, навязчивой поглощенности достижением некоего идеала. Двойственность природы перфекционизма особенно ярко проявляется у одаренных людей. Определить, в каких случаях их стремление является реалистическим, а в каких – утопическим, невозможно, поскольку нельзя измерить пределы их потенциальных возможностей. И хотя эти вопросы пока еще мало изучены, исследования показывают, что перфекционизм может служить источником неудач и сильных переживаний одаренных детей, поскольку он составляет непременную часть их жизненного опыта. Стремление к совершенству считается характерной чертой тех, кто имеет потенциал для его достижения .
Связь между одаренностью детей и перфекционизмом, по словам Е.И. Щелбановой – становится понятной, если принять во внимание, что для стремления к совершенству требуется иметь представление о нем, обобщающее многообразие связей реального мира с тем, что еще только рождается в воображении. А это возможно лишь при высоком уровне развития интеллекта, абстрактного мышления, воображения. С другой стороны, в перфекционизме одаренных детей отражается неравномерность их развития. Опережая в умственном развитии своих сверстников, они способны ставить перед собой высокие стандарты, которые еще не достижимы для них. К тому же дети с опережающим умственным развитием стремятся общаться с детьми с равными умственными возможностями и общими интересами, которыми часто оказываются дети старшего возраста, и переносят на себя их стандарты.
Информация о ообразовании:
Игра в обучении детей говорению и пониманию иноязычной речи
игровой обучение английский педагог Прежде всего, игра – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность, изменяет мир. Суть игры – в способности, отображать, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать ...
Роль фонематического восприятия и значимость речевых кинестезий в
формировании письменной речи
А.Н. Корнев указывает на то, что необходимой предпосылкой навыка символизации, т.е. буквенного обозначения фонем, является достаточная зрелость фонематического восприятия . Известно, что в русской орфографии выделяются следующие основные принципы правописания: фонетический (фонематический), морфоло ...
Учитель как субъект общения
Необходимо заметить, что анализ психологии личности учителя и его педагогической деятельности не может быть полным без анализа специфики педагогического общения. Ни для кого не секрет, что всякий труд предполагает общение людей. Труд преподавателя относится к числу таких, где взаимодействие - основ ...