Основной ценностью личностно-ориентированного образования, по В.В. Серикову, является потребность ребенка быть личностью. Реализации этой потребности способствует создание условий для проявления личностных функций учащихся: избирательности, мотивации, рефлексии, самореализации, смыслотворчества и других универсальных личностных способностей. Личностно утверждающую ситуацию В.В. Сериков выделяет в качестве единицы личностно-ориентированного педагогического процесса.
Она обеспечивает становление индивидуально-неповторимого опыта, выработку своего личностного знания, собственного мнения, собственного стиля поведения, собственной структуры деятельности.
В личностно развивающем образовании положения развивающего и личностно- ориентированного образования как бы синтезируются. А.В. Петровский, характеризуя его, выделяет следующие особенности. Первая из них - выращивание уникального опыта ребенка, заключающегося в индивидуальном видении, чувствовании окружающего мира. Вторая - признание обоюдного опыта присутствие в этом процессе Значимого "другого" и третья - универсальность опыта.
Специфика личностно развивающего образования отражена в самоценных формах активности, познавательных, волевых, эмоциональных устремлениях личности. В осмыслении особенностей личностно развивающегося образования мы следуем представлениям Л.В. Петровского о самоценных формах активности, личностно-ориентированной дидактике, понятиях "развитие", "личность" и характеристиках данной парадигмы образования.
В традиционном образовании развитие личности понимается как процесс формирования личности, как социального индивида в результате его социализации и воспитания. Идея развития личности изменялась по мере адаптации её к нуждам традиционного образования. "При подмене идеи развития, идей формирования очевидным образом выпадает момент спонтанности, рост личности интерпретируется как управляемый извне, (что, противоречит самой сути развития личности, как и самодвижения".
В определении личности заложено её развитие, которое понимается А.В. Петровским как самодвижение в образовательном процессе, в пространстве связей с другими людьми при наличии "значимого другого" и "значимости себя для другого". В рассмотрении критериев развития автор останавливается на слове устремление как форме самоценной активности, в которой "хочу" и "могу" выступают совместно, поддерживая друг друга и переходя в друг друга. "Оно самоценно и заключает в себе возможность самовоспроизводства". Устремления, как самоценные проявления активности выражаются в устремлении познать, совершенствоваться в действии, извлекать разнообразные переживания, в том числе и неизведанные, вступая в контакт с миром.
Фундаментальным для личностно-ориентированного образования является подход исследователей к определению условий "взращивания" решений. Во-первых; это - ориентация на актуализацию категорий, представленных в опыте ребёнка. Общение организуется таким образом, чтобы дети наслаждались самим открытием в себе этого, возможностью поделиться своим знанием, осознать, что они это в себе открыли (А.В. Петровский, Л.М. Кларин).
Во-вторых; опора на детскую субкультуру, которая представлена в исследовании Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, обосновавших пласт "значимостей", не известных взрослым. Такая ориентация взрослого на ценности и нормы самих детей придаёт общению статус самоценности.
Такой педагогический опыт представлен в трудах Ш.А Амонашвили, когда подлинная жизнь детей, их интересы и устремления включались в познавательную деятельность на уроках.
В-третьих; открытость, воспитывающего взрослого, ребёнку, как самовыражение педагога в значимых для него лично видах активности (А.В. Петровский).
В личностно - развивающем образовательном процессе происходит развитие устремлений детей в сфере познания, переживания, действия. В познавательной сфере появляется целый спектр самоценных процессов, характеризующих создание ребёнком представлений о мире, на основе интеграции знания, эмоционального и волевого проявлений личности. В специально организованной деятельности ребёнок открывает путь самостоятельного творческого поиска способов решения стоящих перед ним задач, что само по себе вызывает наслаждение, выступает как личностно значимая ценность. Такое содержание познавательной деятельности дошкольников разработано А.В. Петровским и его сотрудниками. Они следуют системе Ф. Фребеля, согласно которой каждый следующий предмет "опровергал опыт, полученный от предыдущего". Шар круглый катится, а у куба есть уголки, кататься он не может и т.д.
Информация о ообразовании:
Настенное панно для детской комнаты "Коровка"
Настенные кармашки – практичный аксессуар для детской комнаты, мелкие предметы детских принадлежностей: расчески, заколки, банты и ленты, ватные палочки и прочие вещи аккуратно разместятся в нем и всегда будут под рукой для мамы и в недосягаемом месте для малыша. Так же в дальнейшем в кармашки можн ...
Особенности внимания детей дошкольного возраста с ОНР
Левина Р. Е считала, что одной из причин возникновения общего недоразвития речи является нарушение внимания. Недостатки внимания отрицательно сказываются на процессах восприятия. Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показат ...
О мотивации самостоятельной работы студентов
Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них ...