Личностно-ориентированное образование, по мнению автора, должно обеспечить своеобразную "встречу" субъективного опыта, сложившегося у ребёнка в дошкольном возрасте, с общественно-значимым в виде обмена и согласования ценностей, смыслов, значений. Задача обучения - обогатить, "окультурить" субъективный опыт как жизненно значимый для личности.
Структуру субъективного опыта автор определяет как соотношение входящих в него элементов и их иерархию - это предметы, представления, понятия, умственные и практические операции, приёмы, правила выполнения действий, ценностные смыслы.
Разнообразная по содержанию и формам образовательная среда даёт возможность раскрыть себя, самореализоваться. Специфика личностно развивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на самоценность детских и юношеских представлений, мотивов учитывает динамику изменений в мотивационно-потребностной сфере ученика.
Парадигма личностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревской основывается на признании его ценностями самореализацию, жизнетворчество, культурную идентификацию, индивидуализацию, личностно-гуманный подход к ребенку, личностно-смысловую направленность, культурологическое содержание образования, диалогичность и творческий характер учебной деятельности.
Е.В. Бондаревская рассматривающая этот тип образования, как обеспечивающий развитие личности, поддержку её индивидуальности, предоставляющий свободу способов самореализации личности в культурно-образовательном пространстве. Не менее важной характеристикой данного типа образования автор считает ценностное отношение к каждой детской личности, уважение её самобытности, понимание того, что ребёнок является субъектом собственной жизни, имеет собственную жизненную историю, собственное Я, свой внутренний мир.
Личностный компонент, по мнению автора, как системообразующий ориентирует на развитие личностно-смысловой сферы учащихся, определяющей отношение, переживание, осознание ценности учения и жизни. Ученик в данной системе образования рассматривается не только как субъект учения, но и как субъект жизни, и тогда его развитие рассматривается не в узко интеллектуальном, а личностно-смысловом значении. А это возможно в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновения различных мнений, взглядов, позиций, научных подходов, поиска истины, творчества учителей и учащихся. " . Творчество, исследовательский поиск являются основными способами существования ребёнка в пространстве личностно-ориентированного образования". Вместе с тем Е.В. Бондаревская сущность личностно-ориенгированного образования видит в культурологическом его содержании, в его направленности на воспитание человека культуры. В личностно-ориентированном образовании, по мнению автора, в образе человека находят отражение: природные особенности человека (здоровье, способность мыслить, чувствовать, действовать), его социальные свойства (быть гражданином, семьянином, тружеником), его свойства, как субъекта культуры (свобода, гуманность, духовность, творчество). Развитие этих свойств в единстве и составляет результат личностно-ориентированного образования.
Личностно-ориентированная концепция образования В.В. Серикова строится на выявлении философских и дидактических основ данной системы образования, выделении особенностей целевого, содержательного и процессуального аспектов в сравнении с традиционными и определении специфического, что характерно для личностно-ориентированного образования. Личностная ориентировка в изучаемом предмете рассматривается В.В. Сериковым как особый вид социально-культурного опыта, освоение которого является особым структурным компонентом содержания общего образования. Личностная ориентировка в изучаемом предмете рассматривается как определённая форма (уровень) единства содержательного и процессуального аспектов образования. В структуре личностной ориентировки автор выделяет определённую последовательность операций, таких как выявление практических ценностей, связанных с изучением явлений, осознанием его духовной ценности, усвоением предметного знания, образцов творческой деятельности учёных и опыта совместной с партнёром деятельности. И на основе этого - открытие в себе новых возможностей, интеллектуальных и нравственных сил, осознание самоценности учебно-познавательной деятельности, как процесса саморазвития. В данном случае технология личностно-ориентированного обучения связана с построением некоторых инвариантных компонентов личностно формирующей ситуации, как своеобразных характеристик индивидуально-неповторимого опыта учащегося.
Информация о ообразовании:
Опыт реализации методики структурирования комбинированных
уроков по дисциплине «Экономика» для учащихся 11 класса
Опираясь на разработанную методику структурирования комбинированных уроков, перейдем к выполнению главной задачи – разработке комплекса комбинированных уроков по экономике для учащихся 11 класса. В данной работе в качестве примера будут приведены комбинированные уроки на темы «бюджет семьи» и «рыно ...
Создание инструментария для оценивания контроля знаний
студентов
Формы оценки знаний и умений учащихся – многочисленные, так как каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Создание инструментария проходило в несколько этапов: – изучение методов и способов оценивания учащихся; – поиск информации о принци ...
Как разработать доклад и успешно защитить его
Будьте готовы к тому, что за время своего обучения в университете вам придется написать хотя бы один доклад и защитить его. Представленные ниже рекомендации помогут вам успешно справиться с этой работой. 1. Начинайте с подбора и изучения основных источников по теме. Использовать не менее 8 — 10 ист ...