Личностно-развивающее образование в современной педагогике

Подробно о педагогике » Личностно-развивающее образование в современной педагогике

Страница 8

Такое построение содержания образования важно для развития эмоции удивления. Познавательная программа, разработанная А.В. Петровским, А.Б. Кетовой, основана на живом интересе детей к предмету познания. Например, они ведут детей от изучения некоторых физических свойств предметов и закономерностей (Сфера-Природа) к их знаковому или символическому обозначению, а затем - к постижению способов использования этих свойств (Сфера-Культура). Затем ребёнок овладевает способностью рассмотреть эти свойства и закономерности как с позиции других существ (Сфера-Другие), так и с собственной точки зрения (Сфера-Я-Сам).

В эмоциональной сфере, в переживании детьми происходящей деятельности и активной сопричастности другому человеку, создаётся эмоциогенная среда - "Я-Другие" (А.В. Петровский, Л.С. Стрелкова). Авторы представляют материалы развития устремлений детей дошкольного возраста в действия, в соответствии с их возрастными особенностями. Применительно к младшему школьному возрасту развитие устремлений в действии показано в работах В В Давыдова, Г.А. Цукерман. Основной признак развития - переход к независимости поведения от взрослых преобразуется в потребность - самоценную форму активности.

В представленном анализе развития устремлений мы наблюдаем черты нового направления дидактики - личностно-ориентированной, лежащей в основе личностно-развивающегося образования. К ним А.В. Петровский относит: преподавание как умение педагога направлять учение на самостоятельную деятельность учащегося опираясь на их желания приобщаться к миру человеческой культуры; создание предметных условий для развития самоценных форм активности, умение педагога путём использования в развивающих заданиях подводить детей к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта, "полёту мысли и фантазии"; создание коммуникативных условий для поддержки самоценной активности детей.

На основе своих масштабных исследований А.В. Петровский проектирует важнейшие характеристики личностно - развивающего образования.

Главные из них - это культивирование уникального опыта ребёнка, который выступает как ценность образования. Особенность этого опыта заключается в индивидуальном видении, языках постижения, чувствования, эмоциональных откликах. "Образование в русле личностно - развивающего образования, могло бы выступать доподлинно как испытание. Вторая характеристика - это признание обоюдного опыта, - опыта Особенного - То, что рождается при этом, не сводится лишь к предметной стороне открывающегося. В нём явственно присутствует Значимый другой. Ощутимо именно присутствие другого. "Данная характеристика базируется на методе "отражённой субъектности" (А.В. Петровский), суть которого в том, что, отражаясь в индивиде, другой: человек выступает в качестве источника деятельности, изменяющего взгляд этого индивида, что ставит перед ним новые цели, это и имеет личностный смысл. В познавательной и других видах деятельности люди постигают предмет деятельности, приобщаясь друг к другу.

В личностно - развивающем образовании самоценно ощущение сопричастности, "значимости именно данного круга лиц, очерченность круга. В этом контексте образование должно быть осмысленно как посвящение".

Универсальность опыта - это третья характеристика личностно - развивающего образования, представленная А.В. Петровским, заключающаяся в переживаемости трансфинитного. В традиционном образовании опыт выступает как своего рода "сырьё" образовательного процесса, ориентирующего на эмпирическое познание и формирование ЗУНов. А в личностно-ориентированном образовании задания обращают ребёнка к категориям "Всеобщего - бытие", "Становление", "качество", "количество", "мера", "возможность", "действительность" и побуждают его к осмыслению мира и себя в этом мире, способствуют обретению смыслов."Процессы (само)испытания, посвящения и обращения человека - в единстве друг с другом - образуют существо личностно - развивающего образования". Идея А.В. Петровского "Я=МИР" реализуется в познании, воле, переживании, а в ценностном своём выражении раскрываются в категориях истины, добра, красоты и представлены им как исходная ценность, средство, результат - предпосылка развития личности.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Информация о ообразовании:

Игра в обучении детей говорению и пониманию иноязычной речи
игровой обучение английский педагог Прежде всего, игра – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность, изменяет мир. Суть игры – в способности, отображать, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать ...

Урок по теме «Бериллий, магний и щелочноземельные металлы»
Задачи урока: Обучающие. Рассмотреть химические свойства элементов главной подгруппы II группы. Вспомнить двойственный (амфотерный) характер оксида и гидроксида бериллия. Познакомить учащихся со способами получения и с историей открытия этих элементов. Повторить окислительно-восстановительные реакц ...

Взаимосвязь различных идей и навыков к размышлению
Когда ребенок включается в какое-либо действие, то работает фантазия, умственное представление, эмоция, эмоциональное проживание. Одновременно включаются смыслы, то есть ценностные основания, которыми живет ребенок, то, ради чего он живет. Почему он сейчас здесь, а не в другом месте? Почему именно ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru