Личностно-развивающее образование в современной педагогике

Подробно о педагогике » Личностно-развивающее образование в современной педагогике

Страница 5

Вместе с тем, ученые считают, что теория развивающего образования Эльконина-Давыдова только первый, хотя и существенный, шаг на длинном пути, который должна пройти наука и практика в решении проблем личностно развивающего образования.

По мнению Жака Карпея авторы теории развивающего образования недостаточно полно оценивают влияние различных соперничающих "культурных сценариев", проблематику, связанную с переходом от повседневных матриц понимания на научные и наоборот. Это, разумеется, важно, но ещё более важным мы считаем необходимость усиления личностно-смысловой направленности содержания развивающего обучения, на основе чего возникает возможность перехода к личностно развивающему типу образования. Определиться в понимании его сущности нам помогают работы, посвящённые личностно-ориентированному образованию.

Личностно-ориентированный тип образования можно рассматривать, с одной стороны, как дальнейшее движение идей и опыта развивающего обучения, с другой - как становление качественно новой образовательной системы. Совокупность теоретических и методологических положений, определяющих современное личностно-ориентированное образование, представлено в работах Е.В. Бондаревской, С В. Кульневича, Т.И. Кульпиной, В.В. Серикова, А.В. Петровского, В.Т. Фоменко, И.С. Якиманской и других исследователей. Объединяет этих исследователей гуманистический подход к детям, "ценностное отношение к ребёнку и детству, как уникальному периоду жизни человека". В исследованиях раскрывается система ценностей личности, как смыслов человеческой деятельности. Задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогический процесс как среду развития личности.

Для понимания сущности личностно развивающего образования мы обратились к анализу созданных в отечественной педагогике концепций личностно-ориентированного образования, имеющих принципиальное значение для нашего исследования.

Принцип субъектности, как и в работах В.В. Давыдова, является методологической основой проектирования личностно-ориентированного образовательного процесса в концепции И.С. Якиманской, которая указывает на возможность возникновения внутренних механизмов развития личности, создаваемых самим учеником в процессе учения и самостоятельной познавательной деятельности.

Личностно-ориентированное образование, по мнению И.С. Якиманской, должно обеспечивать своеобразную встречу субъектного опыта, сложившегося у ребенка в дошкольном возрасте, с общественно- значимым опытом в виде обмена и согласования ценностей, смыслов, значений. Задача обучения - обогатить, "окультурить" субъектный опыт как жизненно значимый для личности.

Проектируя личностно-ориентированный образовательный процесс, И.С. Якиманская особое внимание уделяет развитию индивидуальных способностей ученика, признанию его основной ценностью всего образовательного процесса. Личностно-ориентированное обучение предстает в ее концепции как технология, которая способствует выявлению и структурированию субъектного опыта ученика и путям его согласования с социально-значимым опытом. Большое значение исследователь придает созданию разнообразной по форме и содержанию образовательной среды, необходимым условием которой она считает разработку и использование индивидуальных программ обучения и моделирования исследовательского мышления учащихся.

В исследованиях Р.С. Якиманской показаны условия перехода к личностно-ориентированному образованию. Среди них и регламентированное построение учебного процесса, создание условий для индивидуальной деятельности, а значит и развитие, коррекция и педагогическая поддержка личностного развития ученика. Задачу педагогов автор усматривает не в планировании обязательной для всех линии психического развития, т.к. любое обучение, целесообразно организованное, выполняет функцию развития, а в помощи каждому ученику в зависимости от его опыта познания, совершенствование его индивидуальных способностей, развитие его как неповторимой личности. Неповторимость, индивидуальность личности в исследовании представлена как главная ценность, на которой базируются все компоненты образовательного процесса путём преодоления педагогических стереотипов, заданности целей обучения только извне.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Информация о ообразовании:

Как готовиться к лекции
Пожалуй, неверно суждение тех людей, которые утверждают, что к лекции готовится только преподаватель, а студент может отдыхать. Для качественного усвоения знаний к лекции готовиться необходимо. Следующие ниже рекомендации помогут вам продуктивно подготовиться к лекции. Внимательно прочитайте предыд ...

Программа физического воспитания
Неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей дошкольного возраста требует эффективных мер по улучшению состояния их здоровья. Следует отметить, что наряду с позитивными процессами увеличения вариативности образовательных программ, у воспитанников дошкольных образовательных учреждений происх ...

Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки и учебный предмет подготовки учителя информатики
Как новый раздел педагогической науки и учебный предмет подготовки учителя информатики введение в 1985 г. в среднюю школу отдельного общеобразовательного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» дало старт формированию новой области педагогической науки, объектом которой является обуч ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru