Дошкольное образование - обязательная начальная составная непрерывного образования в Украине, а дошкольный возраст - базовый этап физического, психологического и социального становления личности ребенка. Так определенно Законом Украины "О дошкольном образовании", который начал действовать в государстве с 2001 г. За время которое прошло с того момента, было принято десятки, если не сотни, разных постановлений, указов, программ, но проблем не стало меньше.
Однако, состояние дошкольного образования в Украине на данном этапе сложно и противоречиво. С одной стороны, дошкольное образование стало одной из важных сфер человеческой деятельности и огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технических преобразования. С другой стороны, расширение сферы дошкольного образования и изменение ее статуса сопровождаются обострением проблем в этой сфере, которые свидетельствуют в какой-то степени о кризисе в системе. Хотя в последние годы в процессе поисков путей преодоления кризиса дошкольного образования происходят не маловажные изменения в этой сфере.
Но, несмотря на все попытки поднять уровень дошкольного воспитания в Украине, большая часть детей остается неохваченной дошкольным образованием по различным причинам.
Так в 1990 г. в Украине действовало 24,5 тыс. дошкольных воспитательных учреждений на 2 млн.277 тыс. мест, и следовательно 77 процентов детей посещали детские сады. Когда начались так называемые "реформы", они ударили по сети дошкольных учреждений. И уже в 1994 г. их количество сократилось на 2 тыс.172, а в 2005 году на 9 тыс.611 единиц.
Что же произошло, куда пропали тысячи дошкольных воспитательных учреждений? Ни для кого не секрет, что большинство из них были закрыты по разным причинам, а их помещения захвачены коммерческими структурами или же вообще используются не по назначению органами исполнительной власти на местах или просто стоят пустыми, разваливаясь.
Органы местной исполнительной власти умудрились уничтожить даже те дошкольные учреждения, которые были переданы им якобы для спасения на выполнение Постановления Кабмина № 222 от 19 февраля 1996 года. В ней было предложено "считать необходимым проведение в 1996-1998 гг. поэтапной передачи в коммунальную собственность объектов социальной инфраструктуры, которые принадлежат субъектам предпринимательской деятельности, основанных на общегосударственной собственности, в таких объемах: детских дошкольных заведений, домов культуры: 1996 - 20, 1997 - 30, 1998 - 50 процентов от общего количества".
После этой директивы начался процесс разбазаривания помещений, разрушений материальной базы детских садов, которые передавались без соответственной подготовки.
Вот такой непоправимый вред причинили системе дошкольного образования не настолько хорошая, финансово не подкрепленная государственная структура и бездумное, бесхозяйственное ее исполнение на местах.
Глобальные изменения экономической жизни села привели к разрушению и сельского дошкольного образования. Принудительное перепрофилирование коллективных сельскохозяйственных предпринимательств поставило под угрозу само существование дошкольных учреждений в селе, которые в основном были колхозниками. С распаиванием земель детские садики потеряли своих хозяев. За период с 1996 по 1998 год их количество в сельской местности сократилось на 1 тыс.100 единиц. А сколько было просто разобрано на стройматериалы, разворовано в тот период.
Информация о ообразовании:
Категориальный анализ
Как уже говорилось выше, понятие "деятельность" охватывает и биологическую жизнедеятельность человека, и его социокультурный, и духовный уровень. В общей психологии представлена своя модель действий, в которой они рассматриваются как процессы, подчинённые осознаваемой потребности и цели. ...
Принципы моделирования профессиональной компетентности преподавателя иностранного
языка в дошкольном учреждении
Как отмечают И.А. Зимняя, профессиональная компетентность учителя-предметника имеет принципиальную структуру. Мы приводили модульное представление профессиональной компетентности учителя по А.К.Марковой (см. таблицу 2, стр.26). Оно содержит характеристики личности специалиста, профессиональной хара ...
Разноуровневость и ее место в школьном химическом образовании
Разноуровневое обучение позволяет индивидуализировать (в определенных пределах) процесс обучения, учитывая индивидуальные особенности учащихся. Средством индивидуализации обучения является его дифференциация. Она сможет быть внешней, например, создание школ разных типов (общеобразовательных, гимназ ...