Опытно-экспериментальная работа по проверке гипотезы состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента. Базой исследования стал 2 «в» класс школы НПСОШ №2 г.Якутска. Классный руководитель Зыкова Матрена Николаевна. В эксперименте участвовало 12 детей в виде экспериментальной группы. В качестве контрольной группы был задействован 2 «б» класс той же школы.
Цель эксперимента – создать условия для эффективного развития процесса эстетического восприятия младших школьников.
Задачи экспериментального исследования:
- ознакомить и охарактеризовать особенности эстетического восприятия детей экспериментальной и контрольной групп;
- определить основные показатели эстетического восприятия у младших школьников;
- проведение эксперимента;
- анализ.
Для определения направления работы по исследованию основных качеств эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста и определения его показателей были использованы следующие методы диагностики:
- анкетирование;
- метод творческого сочинения;
- наблюдение;
- беседа;
- количественный анализ результатов исследования;
- качественный анализ результатов исследования.
Нами использована методика В.П. Анисимова «Изучение эстетических ориентаций ребенка». Владимир Петрович является профессором Тверского государственного университета, заведующим кафедрой дошкольной педагогики и психологии, директором Научно-образовательного центра арт-педагогики ТвГУ, кандидатом педагогических наук, арт-терапевт, а также детский практический психолог высшей квалификации, Почетный работник высшего профессионального образования РФ.
Данная методика направлена на выявление эстетического восприятия ребенка – его эстетических предпочтений, вкусов.
1. Опросник на выявление компонентов эстетических ориентаций детей
Критерии оценки уровня эстетического восприятия детей младшего школьного возраста:
- низкий уровень – отсутствия или слабо выраженный интерес к эстетической стороне природы. Например, такие дети не любят читать книжки о животных или не умеют вести себя на природе;
- средний уровень – выражается в наличии интереса к различным видам эстетической деятельности, но с ярким предпочтением развлекательной направленности жанров, вне ориентации на высокохудожественные (классические) эталоны. Например, ребенок каждое лето стремится пойти в поход с родителями, но его цель не отдыхать, а гоняться за кузнечиком;
- высокий уровень – ярко проявленный демонстрируемый интерес к различным видам эстетической деятельности и разно-жанровой направленности. Например, ребенок увлекается чтением книг, рисованием пейзажа с натуры, охотно и эмоционально рассказывает истории о своих домашних животных, описывая в мельчайших подробностях.
Результаты выявления компонентов эстетических ориентаций детей обеих групп представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты изучения компонентов эстетических ориентаций детей экспериментальной и контрольной групп
(%)
Группа |
Показатели | ||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
Экспериментальная |
- |
30 |
70 |
Контрольная |
- |
35 |
65 |
Информация о ообразовании:
Практическое применение
информационных технологий в обучении грамматике
Внедрение в практику преподавания новых информационных технологий повышает профессиональную компетенцию преподавателя в области методики преподавания английского языка и повышает эффективность преподавания английского языка. Следовательно, использование информационных технологий гарантирует высокую ...
Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития мелкой
моторики детей
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мел ...
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с
дизартрией и легкой степенью дизартрии
«Наиболее частыми речевыми нарушениями у детей с церебральными параличами являются дизартрии…Несмотря на то, что клиническая картина дизартрии в рамках псевдобульбарного синдрома была описана около 100 лет назад , единого определения этой формы речевого нарушения не существует. Одни авторы относят ...