Диаграмма 1 наглядно отражает пропорциональное соотношение уровней развития эстетического восприятия природы детей младшего школьного возраста в обеих группах.
Диаграмма 1
Уровень развития эстетического восприятия природы у младших школьников
эстетический восприятие школьник окружающий мир
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что дети достаточно знакомы с эстетическим восприятием окружающего мира. Они знают, что необходима, беречь природу и из чего состоит она, какое влияние на человека оказывает природа. У младших школьников есть стремление защищать природу, делать для нее то, что они уже знают и умеют. Поэтому в дальнейшей работе еще необходимо учить их поведению в природе, правилам, которые следует выполнять, воспитывать любовь к природе, умение и желание помочь ей. Ведь эстетическое восприятие – это целенаправленный созидательный процесс в результате, которого происходит формирование творческой активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.
2. На втором этапе констатирующего эксперимента проводилось анкетирование родителей. Цель: выявить роль семьи в развитии эстетического восприятия ребенка.
Анкета для родителей включала такие вопросы:
1) Считаете ли вы важным эстетическое воспитание в общем развитии ребенка?
2) Существуют ли вашей семье традиции домашнего музицирования (пение, рисования или игры на музыкальном инструменте) в присутствии ребенка?
3) Посещаете ли вы с ребенком, какие либо музыкальные мероприятия, выставки картин или специальные занятия?
4) Какую роль вы придаете эстетическому воспитанию вашего ребенка?
- незначительную;
- пусть занимается для общего развития;
- крайне важную роль для развития его способностей.
5) Какая музыка чаще всего звучит у вас дома: легкая развлекательная, классическая или «какая придется – по принципу: не имеет особого значения»?
6) Какую музыку вы сами предпочитаете слушать? Назовите, пожалуйста, ваши любимые произведения, или исполнителей, коллективы.
7) Как вы считаете, любит ли музыку, живопись, искусство ваш ребенок? Если да, то укажите, какую именно он предпочитает слушать?
8) Как и в чем конкретно проявляются эстетические интересы вашего ребенка?
9) Считаете ли, что ваш ребенок ценит и понимает красоту природы?
10) Если бы у вас была возможность, уделяли бы вы больше внимания развитию у вашего ребенка любви к природу? Что именно вы хотели бы предпринять для этого?
Критерии оценки ответов родителей на анкету, направленную на изучение роли родителей в развитии эстетического восприятия ребенка:
- низкий уровень - открытое признание не значимости эстетического развития в полноценном воспитании ребенка и слабо выраженный интерес к эстетике в целом;
- средний уровень-признание роли эстетического воспитания в развитии ребенка, но незнание его эстетических интересов или отсутствие времени и возможностей для полноценной реализации своих родительских функций в эстетическом воспитании ребенка;
Информация о ообразовании:
Актуальность современных методических принципов и подходов к вопросам
духовно-нравственного развития школьников
Б. Теплов отмечал, что любое произведение искусства тогда может быть воспитательно ценным, когда оно заставляет ребёнка внутренне стать на определённую позицию, начать жить в этой ситуации и смотреть на мир, на людские поступки и отношения с той точки зрения, к которой вынуждает эта позиция. Воспит ...
Характеристика общения как реализации функций обучения и воспитания
Б.Д. Парыгин, указывая на основные стороны общения, дает такое определение: «Общение — это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовл ...
Диагностика адаптированности детей к условиям детского сада
Проводимая нами экспериментальная работа включает три этапа: диагностика готовности детей к дошкольному учреждению формирующий эксперимент на основе разработанной программы подведение итогов Цель 1 этапа провести диагностику адаптированности детей к условиям детского сада, обратила нас к следующим ...