Понятие технологии обучения

Страница 4

В педагогической практике различают и используют несколько видов контроля и оценивания: предваряющий, текущий, периодический и итоговый.

Предваряющий контроль является первым звеном в системе проверки. Он служит выявлению уровня знаний и умений, развития учащихся вновь сформированных классов, в которых учитель начинает преподавание. Он используется и для выявления базовых знаний, умений, уровня интереса и т.д. перед изучением нового раздела предмета.

Текущий контроль применяется в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Он осуществляется практически на каждом уроке в форме устного опроса, письменных работ, фронтальной беседы и т.д. Главная функция такой проверки – обучающая.

Периодический контроль проводится по пройденной крупной теме или целого раздела. Цель такой проверки выявить – качество усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Отсюда главные ее функции заключаются в систематизации и обобщении.

И, наконец, последнее звено в организации проверки – это итоговый контроль. Он проводится в конце каждой четверти и по завершению учебного года. Он не должен сводиться к механическому выведению среднеарифметического балла путем сложения полученных оценок. Это прежде всего диагностирование уровня освоения учебного материала за определенный курс. Возможные формы его организации – это зачеты, экзамены.

Педагог, вынося оценку, должен каждый раз обосновывать ее, руководствуясь критериями. Опытные учителя знают это и постоянно обращаются к такому обоснованию, что предохраняет их от возможных конфликтов с учащимися.

Причины субъективизма учителей могут быть разными. И.П. Подласый приводит такие причины как внешняя «привлекательность» учеников. Оказалось, что таким детям педагоги приписывают более высокий уровень интеллекта и более высокий статус в группе одноклассников, почти всегда завышают оценку. Так же оказалось, что учителя общаются больше с учащимися, сидящими за первыми партами, и выставляют им более высокие баллы. Многое зависит и от субъективных склонностей педагога. Еще одной важной причиной необъективной оценки является недостаточная разработка критериев оценивания. Как показали результаты исследований М.И. Скаткина, проверка и оценка усвоения знаний и умений учащихся может быть объективной только при точных требованиях к уровню их сформированности. Поэтому наиболее важным этапом в работе учителя при разработке и отборе различных способов, приемов, средств проверки и оценивания успешности учащихся является определение по возможности более точных требований к ним. Не менее важно следить, чтобы требования к уровню овладения предметом соответствовали объему и глубине изучения материала во избежание завышения или занижения оценки.

Учитель должен сознательно стремиться к объективной и реальной оценке достижений учащихся. Кроме того, необходимо всегда объяснять школьникам какая, почему и за что ставиться та или иная оценка.

Страницы: 1 2 3 4 


Информация о ообразовании:

Методические возможности работы с ценностями
Речь идет об осознанном методическом оформлении работы с ценностями. Прежде всего, каждому педагогу нужно научиться грамотно методически оформлять процесс трансляции своих ценностей. Сегодня на помощь педагогу, готовому включиться в работу по формированию ценностей воспитанников приходят современны ...

Возрастные особенности младшего школьника
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-системати ...

Исследование самооценки одаренных детей
Особенности личности проявляются не только в отношениях с другими детьми но и отношением к себе. Поэтому следующим этапом нашего исследования сало выявление особенностей самооценки одаренных детей. Методика «Лесенка» Ребенку показывают нарисованную на бумаге лесенку с семью ступеньками, где средняя ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru