Понятие технологии обучения

Страница 3

Кроме проверки контроль знаний содержит в себе две составляющих: оценивание как процесс и оценку как результат проверки. Здесь следует отметить, что важно различать эти два понятия. Некоторые авторы используют понятие оценки и как процесс и как результат его – оценку в баллах как, например, в учебнике педагогики Подласого И.П. Другие выделяют вторую составляющую как отметку. Это делает в своей работе Амонашвили Ш.А. Мы, следуя ему, тоже будем под оценкой понимать процесс, деятельность оценивания, осуществляемая учителем, а под отметкой результат этого процесса, его условно-формальное отражение. Иначе уподобление оценки и отметки равносильно отождествлению процессу решения задачи с его результатом.

Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги контроля, то есть результаты. Учитываются при этом как, качественные так и количественные показатели работы учащихся. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные в – оценочных суждениях типа «хорошо», «отлично» и т.д. Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее согласованный балл, отметка, например, оценочному суждению «удовлетворительно» соответствует балл 3. Так, отметка это не число, получаемое в результате измерений и вычислений, а приписанное оценочному суждению значение. Количественные действия с оценками недопустимы и, чтобы избежать этого во многих странах мира оценки имеют буквенное обозначение, например, А, Б, С и т.д.

Функции отметки не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Отметка является средством стимулирования учения, положительной мотивацией. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создаются адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам.

Выделяют основные принципы диагностирования и контролирования успеваемости учащихся. В учебнике «Педагогика» И.П. Подласым эти принципы следующие: объективность, систематичность, наглядность.

Принцип систематичности заключается в проведении контроля на всех этапах дидактического процесса – от начального восприятия до их практического применения. Систематичность в том, что регулярному диагностированию подвергаются все учащиеся от начала обучения до его конца. Этот принцип требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором должны использоваться различные формы, методы, средства оценивания. Это исключает универсальность отдельных методов и средств контроля.

Принцип наглядности заключается в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Этот принцип так же требует оглашения и мотивации оценок. Для этого необходимо осуществлять объявление результатов контроля, обсуждать и анализировать их вместе с учениками, составлять планы по их коррекции.

Объективность заключается в обоснованном содержании диагностических заданий, равном отношении педагога ко всем обучаемым, точном и адекватном установлении критериев оценивания. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от используемых методов и средств контролирования, а так же педагогов, осуществляющих диагностику.

К приведенным трем принципам контроля В.И. Загвязинский добавил еще два. Это субъективность, которая заключается в гуманистическом подходе учета реальных возможностей, здоровья учащихся. И еще один принцип – действенность, которая может выражаться в советах, указаниях о том, как улучшить достижения, на что следует обратить внимание и т.д. Последнее, как, видно, выделено из принципа наглядности, используемого у И.П. Подласого.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Особенности внимания детей дошкольного возраста с ОНР
Левина Р. Е считала, что одной из причин возникновения общего недоразвития речи является нарушение внимания. Недостатки внимания отрицательно сказываются на процессах восприятия. Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показат ...

Цель, задачи, методы и организация исследования подготовки членов юниорской сборной по биатлону Республики Беларусь в подготовительном периоде
Тренировочный процесс членов юниорской сборной по биатлону Республики Беларусь в настоящее время приобретает характер научно-практического поиска , требуя научно- обоснованного подхода в планировании спортивной подготовки и ее реального выполнения. В связи с этим изучение методики подготовки биатло ...

Средства профессиональной подготовки будущего учителя физкультуры
В последние десятилетия с целью овладения определенными умениями-навыками в различных сферах деятельности людей чаще стали применяться деловые игры (ДИ) и их модификации, использование которых в высшей школе становится эффективным средством подготовки специалистов. Здесь мы проведем некоторые парал ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru