Сеть – новое понятие в образовании.
Что же представляет собой муниципальная образовательная сеть? В образовании понятие «сеть» в недавнее время употреблялась в науке и практике только в связи с муниципальными образовательными сетями. Муниципальные сети включают в себя учреждения дошкольного, основного и дополнительного образования. Сеть – это совокупность учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления. Сети создаются в случае необходимости обмена ресурсами для достижения поставленной цели.
Предполагается, что сеть предпрофильного обучения будет включать в себя самые разные типы образовательных учреждений. Прежде всего это школы. В их задачи будет входить проведение предметных и межпредметных элективных курсов, организация мероприятий для накопления информации в портфолио. К выполнению этой функции целесообразно подключить также учреждения дополнительного образования и профессионального обучения (колледжи, техникум, вузы и др.), обладающие ресурсами для проведения предпрофильного и профильного обучения, а также различных видов рейтинговых состязаний. Помимо учреждений образования, в сеть войдут муниципальные методические и психологические службы. На них будут возложены различные вспомогательные функции, например, по подготовке кадров и оказанию консультативной помощи, учащимся и родителям.
Образовательные сети предпрофильного обучения должны предоставить всем учащимся равные возможности в выборе профиля обучения в старшей школе. В связи с этим муниципальные сети должны отвечать определенным требованиям.
Требования к муниципальной образовательной сети.
1. По мощности. Сеть должна обладать мощностью, достаточной для получения предпрофильной подготовки всеми учащимися 9 классов. В связи с этим количество посадочных мест в учреждениях сети должно соответствовать количеству учащихся 9 классов с учетом методики преподавания курсов и требований к наполнению групп, а также наличия у учащихся возможностей для выбора. Это означает, что по наиболее востребованным курсам количество посадочных мест должно быть большим.
2. По полноте предлагаемых услуг. Перечень образовательных услуг в сети должен быть полным. Это означает, что в учебные планы предпрофильного обучения должны быть включены элективные курсы всех трех видов, предметные, межпредметные и ориентационные, по всем избираемым учащимися профилям обучения старшей школы.
3. По вариативности. Сеть должна иметь такое количество элективных курсов, чтобы у учащихся был выбор места, продолжительности изучения курса, режима занятий, содержания обучения, должны быть предложены избыточно.
4. По доступности. Чтобы образовательные услуги в сети были доступными, учреждения, проводящие избранную учащимися предпрофильную подготовку, должны находиться в непосредственной близости от места проживания школьников или «приближаться» к ним с помощью других технологий, например, можно организовать доставку учащихся на курсы. Доступность образования обеспечивается также его бесплатностью.
5. По гибкости. Чтобы сети были гибкими, должны иметься возможности для их быстрой и экономической перестройки, в соответствии с изменяемостью ситуации. Это обеспечивается диффренцированностью и вариативностью сети, что дает возможность иметь «запасные», «страховочные» варианты.
6. По надежности функционирования сети. Под надежностью понимается отсутствие сбоев в функционировании сети: максимальное и качественное удовлетворение образовательных потребностей учащихся. Надежность функционирования сети обеспечивается в свою очередь ее гибкостью. Чем больше в сети страховочных и запасных вариантов, которые можно использовать в случае возникновения сбоев (болезнь или увольнение учителя, нехватка транспорта), тем более гибкими и вариативными являются сети.
7. По обоснованности избранных форм сетевого взаимодействия. Сеть должна иметь соответствующие ее собственным особенностям формы взаимодействия между учреждениями образования. Это означает, что избираемые формы совместной работы учреждений будут в сетях различными в зависимости от размеров, плотности, кадрового обеспечения сети, оснащенности учреждений оборудованием и др.
8. По рациональности размещения мест для проведения предпрофильной подготовки по территории (района, города, округа и др.). Сети должны обеспечить доступность мест проведения предпрофильной подготовки для всех учащихся, желающих ее получить. Это определяется размером сети, ее мощностью, плотностью, дифференцированностью и вариативностью.
Проектирование образовательной сети.
Одной из самых актуальных задач для руководителей является задача создания муниципальных образовательных сетей.
Сеть – это сложное явление. Она создается не сразу и постоянно развивается, не являясь каким-то статичным мертвым образованием. В работе руководителей по проектированию сети выделяются три основных этапа:
Информация о ообразовании:
Духовная музыка. Ее роль в воспитании школьников
Духовная музыка – музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением ...
Психолого-педагогическое обоснование сущности познавательного процесса
Одним из самых значительных областей общего феномена “интерес” выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в школьном возрасте. Так как именно в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях. Интерес, ...
Недостаточное финансирование образования
Наиболее существенными причинами, по которым общество не желает платить за образование своих граждан, на наш взгляд, являются неразвитость гражданского общества, отсутствие привычки платить налоги, пренебрежительное отношение к интеллектуальной собственности. Отметим, что граждане государства, кото ...