По итогам проведенного эксперимента с изучением продуктивности, устойчивости, переключаемости и объема внимания у дошкольников с ОНР наблюдается устойчивый низкий показатель.
При рассмотрении результата теста "Запомни и расставь точки", определяющим объем внимания, у 75% дошкольников (Маргарита А., Екатерина Г., Денис Е., Денис К., Татьяна К., Кирилл К., Дмитрий М., Роман М., Елизавета П) низкий показатель, у 25% (Владислав З., Семен М., Егор Х) очень низкий уровень объема внимания.
При тестировании по методике "Проставь значки" на переключаемость и распределение внимания у 25% детей (Маргарита А., Владислав З., Денис З) наблюдается средний показатель.
Анализируя тест "Найди и вычеркни" на продуктивность и устойчивость внимания у всех дошкольников наблюдается низкий (Маргарита А., Денис Е., Владислав З., Денис К., Татьяна К., Кирилл К., Дмитрий М., Роман М.) и очень низкий (Екатерина Г., Семен М., Елизавета П., Егор Х) показатели. Дошкольники не смогли выполнить задание самостоятельно, им требовалась помощь взрослого и повторная инструкция к выполнению теста.
Как видно из экспериментальной части у дошкольников с ОНР наиболее нарушены такие свойства внимания как объем, продуктивность и устойчивость, но также необходимо развивать и способность к переключению и распределению внимания, потому что только четверть дошкольников имеют средний уровень развития данного свойства внимания. Упражнения, предложенные Т.И. Обуховой (2007):
Игра "Ку-ку"
Цель: развитие концентрации внимания.
Оборудование: кукла (мишка, зайка, собака, кошка и др.), ширма.
Содержание. Из-за ширмы в одном и том же месте многократно появляется кукла и приветствует детей. Затем могут быть использованы и другие игрушки. Дети постепенно все более целенаправленно ждут появление игрушки, эмоционально приветствуют ее. Результат такой игры - у детей развивается способность к более концентрированному вниманию к объекту.
Игра "Какой игрушки нет?"
Цель: совершенствование концентрации внимания, его распределения, объема.
Оборудование: две машины, куклы, матрешка, юлы, собаки, кошки; два мишки, зайки, самолета и др.
Содержание. Перед детьми выставляются три игрушки. Такие же игрушки ставятся на другом столе, которой находится на близком расстоянии от детей. Используется указательный жест для привлечения внимания детей к каждой игрушке. Затем за экраном одна игрушка убирается, после чего убирается экран и внимание детей привлекается к оставшимся игрушкам. Взрослый своим поведением выражает удивление по поводу исчезнувшей игрушки, обращает внимание на игрушки на втором столе и предлагает выбрать ту игрушку, которая была ранее непосредственно перед детьми. Игра повторяется несколько раз с разными вариантами набора игрушек и с их увеличением до четырех.
Игра "Сделай верно"
Игра может проводиться как на невербальной основе, так и вербальной, в зависимости от готовности детей; важное условие - ориентировка детей в геометрических формах.
Цель: упражнять детей в распределении и переключении внимания.
Оборудование: набор карточек с изображенными геометрическими фигурами. Количество разных геометрических форм постепенно увеличивается от двух до четырех-пяти).
Содержание. Каждому ребенку предлагается рассмотреть свою карточку, назвать или найти одинаковые фигуры. Затем дается какую геометрическую фигуру надо зачеркнуть. После выполнения задания его результаты анализируются. Игра может иметь разные варианты в зависимости от количества геометрических фигур. Фигуры могут быть и разного цвета. В этом варианте ребенок должен учитывать два признака - форму и цвет.
Игра "Догони и поймай разные буквы"
Цель - развитие устойчивости, распределения и переключения внимания.
Оборудование: таблицы с небольшим текстом, написанным крупными буквами (текст состоит из нескольких строк).
Содержание. Ребенку предлагается рассмотреть текст, а затем зачеркнуть в тексте карандашом определенную букву (например, букву "М"). В следующий раз может быть другая буква или другой вариант задания (например, подчеркнуть определенную букву или обвести кружочком и т.д.); вместо букв могут быть цифры, геометрические формы, одна и та же геометрическая форма, но разных цветов.
Игра "Кто за кем стоит"
Цель: развитие объема внимания, его распределения
Содержание. Четверо детей выстраиваются в шеренгу. Пятому ребенку, водящему, предлагается рассмотреть и запомнить, кто за кем стоит, а затем повернуться спиной к шеренге. Взрослый переставляет кого-либо из детей в шеренге. Затем водящему предлагается повернуться лицом к шеренге и сказать или показать, что изменилось. Игра повторяется несколько раз. В ходе игры меняются и водящие.
Только через систему упражнений и заданий удается перейти от истощаемого к устойчивому, высококонцентрированному вниманию .
Информация о ообразовании:
Педагогическая работа с одаренными детьми
одаренный педагогический школа ребенок Принято считать, что диагностика одаренности – дело психологов, а обучение, равно как воспитание и развитие, – обязанность педагогов и родителей. Однако со стороны педагогов возникают вопросы, может ли развивать одаренность (потенциал личности) тот, кто не спо ...
Рекомендации по работе с одаренными дошкольниками
Воспитание и развитие одаренных детей необходимо проводить с учетов выявленных особенностей таких детей. Одаренных детей с следует вовлекать в обогащенную деятельность. Многие из них способны прекрасно освоить отдельные аспекты обогащенной деятельности, и именно в этих аспектах рекомендуется стимул ...
Содержание подготовки специалистов
Структура и содержание образовательных программ по аккредитуемым специальностям профессиям). Подготовка специалистов в ПУ -73 по всем профессиям, представленным на аккредитацию, осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами начального профессионального образования. В ...