Система развития внимания у дошкольников с ОНР

Страница 1

По итогам проведенного эксперимента с изучением продуктивности, устойчивости, переключаемости и объема внимания у дошкольников с ОНР наблюдается устойчивый низкий показатель.

При рассмотрении результата теста "Запомни и расставь точки", определяющим объем внимания, у 75% дошкольников (Маргарита А., Екатерина Г., Денис Е., Денис К., Татьяна К., Кирилл К., Дмитрий М., Роман М., Елизавета П) низкий показатель, у 25% (Владислав З., Семен М., Егор Х) очень низкий уровень объема внимания.

При тестировании по методике "Проставь значки" на переключаемость и распределение внимания у 25% детей (Маргарита А., Владислав З., Денис З) наблюдается средний показатель.

Анализируя тест "Найди и вычеркни" на продуктивность и устойчивость внимания у всех дошкольников наблюдается низкий (Маргарита А., Денис Е., Владислав З., Денис К., Татьяна К., Кирилл К., Дмитрий М., Роман М.) и очень низкий (Екатерина Г., Семен М., Елизавета П., Егор Х) показатели. Дошкольники не смогли выполнить задание самостоятельно, им требовалась помощь взрослого и повторная инструкция к выполнению теста.

Как видно из экспериментальной части у дошкольников с ОНР наиболее нарушены такие свойства внимания как объем, продуктивность и устойчивость, но также необходимо развивать и способность к переключению и распределению внимания, потому что только четверть дошкольников имеют средний уровень развития данного свойства внимания. Упражнения, предложенные Т.И. Обуховой (2007):

Игра "Ку-ку"

Цель: развитие концентрации внимания.

Оборудование: кукла (мишка, зайка, собака, кошка и др.), ширма.

Содержание. Из-за ширмы в одном и том же месте многократно появляется кукла и приветствует детей. Затем могут быть использованы и другие игрушки. Дети постепенно все более целенаправленно ждут появление игрушки, эмоционально приветствуют ее. Результат такой игры - у детей развивается способность к более концентрированному вниманию к объекту.

Игра "Какой игрушки нет?"

Цель: совершенствование концентрации внимания, его распределения, объема.

Оборудование: две машины, куклы, матрешка, юлы, собаки, кошки; два мишки, зайки, самолета и др.

Содержание. Перед детьми выставляются три игрушки. Такие же игрушки ставятся на другом столе, которой находится на близком расстоянии от детей. Используется указательный жест для привлечения внимания детей к каждой игрушке. Затем за экраном одна игрушка убирается, после чего убирается экран и внимание детей привлекается к оставшимся игрушкам. Взрослый своим поведением выражает удивление по поводу исчезнувшей игрушки, обращает внимание на игрушки на втором столе и предлагает выбрать ту игрушку, которая была ранее непосредственно перед детьми. Игра повторяется несколько раз с разными вариантами набора игрушек и с их увеличением до четырех.

Игра "Сделай верно"

Игра может проводиться как на невербальной основе, так и вербальной, в зависимости от готовности детей; важное условие - ориентировка детей в геометрических формах.

Цель: упражнять детей в распределении и переключении внимания.

Оборудование: набор карточек с изображенными геометрическими фигурами. Количество разных геометрических форм постепенно увеличивается от двух до четырех-пяти).

Содержание. Каждому ребенку предлагается рассмотреть свою карточку, назвать или найти одинаковые фигуры. Затем дается какую геометрическую фигуру надо зачеркнуть. После выполнения задания его результаты анализируются. Игра может иметь разные варианты в зависимости от количества геометрических фигур. Фигуры могут быть и разного цвета. В этом варианте ребенок должен учитывать два признака - форму и цвет.

Игра "Догони и поймай разные буквы"

Цель - развитие устойчивости, распределения и переключения внимания.

Оборудование: таблицы с небольшим текстом, написанным крупными буквами (текст состоит из нескольких строк).

Содержание. Ребенку предлагается рассмотреть текст, а затем зачеркнуть в тексте карандашом определенную букву (например, букву "М"). В следующий раз может быть другая буква или другой вариант задания (например, подчеркнуть определенную букву или обвести кружочком и т.д.); вместо букв могут быть цифры, геометрические формы, одна и та же геометрическая форма, но разных цветов.

Игра "Кто за кем стоит"

Цель: развитие объема внимания, его распределения

Содержание. Четверо детей выстраиваются в шеренгу. Пятому ребенку, водящему, предлагается рассмотреть и запомнить, кто за кем стоит, а затем повернуться спиной к шеренге. Взрослый переставляет кого-либо из детей в шеренге. Затем водящему предлагается повернуться лицом к шеренге и сказать или показать, что изменилось. Игра повторяется несколько раз. В ходе игры меняются и водящие.

Только через систему упражнений и заданий удается перейти от истощаемого к устойчивому, высококонцентрированному вниманию .

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Уменьшение объема математических дисциплин
Не будем анализировать субъективные причины уменьшения количества часов, выделяемых на математику, такие, как внутривузовская борьба за перераспределение часов в пользу специальных дисциплин, нежелание самих кафедр высшей математики искать и предлагать современные курсы и новые формы обучения и т.п ...

Урок-мастерская
Урок-мастерская нацеливает учащихся на то, чтобы они собственным трудом добывали знания. В этом - основной лейтмотив развивающей педагогики. Тема «Степенная функция» очень подходит для творческой работы всего класса, так как степенная функция (у = хn, где n — любое рациональное число) — это фактиче ...

Формирование понимания речи
Человек, адресующий информацию другому человеку (коммуникатор), и тот, кто ее принимает (реципиент), для осуществления целей общения и совместной деятельности должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений, т.е. говорить на одном, понятном друг другу языке. Именно ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru